Этот грузовой пароход из США был участником ВОВ, а теперь лежит на дне Балтики

547 full reads

ВТ-542 построили в Кливленде в 1918 году. Изначально это был однопалубный грузовой пароход, который использовался в США как военный транспорт, позже на нем перевозили уголь.

В 1923 году судно продали французам, те, в свою очередь, перепродали его датчанам, а затем его приобрела финская компания. Наконец, в 1939 году пароход добрался и до Эстонии, где стал именоваться «Meero».

Гидроакустическое изображение корпуса парохода, полученное с помощью
гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО
Гидроакустическое изображение корпуса парохода, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО
  • После начала Великой Отечественной войны судно передали в оперативное подчинение КБФ. Пароход совершил рейс в Кронштадт с ценным грузом на борту, а позже его зачислили в состав Балтийского Государственного Морского Пароходства под новым именем — ВТ-542.
Гидроакустическое изображение корпуса парохода, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Гидроакустическое изображение корпуса парохода, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО

1 сентября 1941 года пароход в составе конвоя из транспортов Отряда особого назначения КБФ, тральщиков и катеров МО отправился к острову Койвисто для эвакуации блокированных частей 50-го стрелкового корпуса. Уже рядом с Койвисто он попал под атаку финских торпедных катеров и затонул. Погибли шесть человек.

Машинный телеграф в ходовой рубке. Фото: ЦПИ РГО
Машинный телеграф в ходовой рубке. Фото: ЦПИ РГО
  • Пароход обнаружили специалисты НЦПИ в 2005 году. В 2018 году его повторно обследовали водолазы ЦПИ РГО. Были проведены фотосъемка и съемка многолучевым эхолотом.

Корпус сохраняет целостность, но в носовой части по левому борту есть пробоина. Судно, вероятно, затонуло не сразу — из левого клюза выходит якорная цепь. Скорее всего, экипаж принял решение бросить якорь, чтобы предотвратить снос парохода к занятому противником берегу.

Табличка на двери каюты старшего помощника. Фото: ЦПИ РГО
Табличка на двери каюты старшего помощника. Фото: ЦПИ РГО
  • Стены и внутренние переборки корпуса имеют многочисленные дыры и трещины. Металлическая палуба частично прогнила. Уцелел ходовой мостик с развитыми крыльями. Сохранилась и деревянная рулевая рубка, внутри которой остались штурвал, компас с нактоузом, машинный телеграф. Однако практически все приборы управления исчезли в результате разграбления местными дайверами.

#историязатонувшихкораблей