Московское перемирие, немцы и затонувшие сторожевые катера

2,6K full reads

У входа в бухту Сууркюля на дне лежит разрушенный корпус финского сторожевого катера типа VMV

Судно затонуло 15 сентября 1944 года в ходе немецкой операции Таnne Ost (пер. Восточная ель) по захвату острова Гогланд.

Катер типа VMV на переходе. Архивный снимок
Катер типа VMV на переходе. Архивный снимок

Этим событиям предшествовало объявление президента Финляндии Густава Маннергейма о разрыве отношений с Германией.

  • По условиям перемирия между СССР и Финляндией, которое вступило в силу 4 сентября 1944 года, финны должны были выдворить все немецкие войска с территории страны и передать Гогланд советскому командованию. Немцы, в свою очередь, сдавать позиции не собирались и высадили на остров десант.
Схема внутреннего расположения катера. Фото: ЦПИ РГО
Схема внутреннего расположения катера. Фото: ЦПИ РГО

15 сентября 1944 года, в момент начала операции, с германского катер-тральщика «R69» на финские сторожевые катера VMV-10 и VMV-14, которые стояли у гранитного пирса в бухте Сууркюля, внезапно высадились 40 десантников. Немцы захватили суда и взяли в плен экипажи.

Катера типа VMV на базе. Архивный снимок
Катера типа VMV на базе. Архивный снимок

В это время финская артиллерия и минометы обстреливали пирс при поддержке советской авиации. Штормовые авиаполки ВВС КБФ общей численностью 135 самолётов потопили более десяти немецких кораблей.

  • Среди погибших объектов были также финские VMV-10 и VMV-14. Герой нашей рубрики #историязатонувшихкораблей , скорее всего, именно VMV-14. Эта версия считается более вероятной, поскольку среди обломков катера не были обнаружены ложементы и направляющие для размещения торпед, которые были на VMV-10.
Гидроакустическое изображение останков катера, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО
Гидроакустическое изображение останков катера, полученное с помощью гидролокатора бокового обзора. Фото: ЦПИ РГО

Долгое время оставалось неизвестным, был ли катер потоплен огнём финнов или его поразили бомбы одного из советских штурмовиков Ил-2. Только в 1996 году до него добрались водолазы и нашли в корпусе неразорвавшуюся авиабомбу, которая пробила палубу и днище, потопив судно. Позднее его останки были отсняты специалистами НЦПИ и ЦПИ РГО с помощью гидролокатора бокового обзора и многолучевого эхолота.

Гидроакустическое изображение останков катера в плане, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Гидроакустическое изображение останков катера в плане, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
  • Разрушенный деревянный корпус катера лежит на грунте в виде двух крупных фрагментов. Обе части замыты в осадки, что затрудняет осмотр и поиск артефактов. Сохранились двигатели и множество разбросанных по дну деталей.

VMV-14 входил в серию из 10 однотипных деревянных сторожевых катеров, построенных в 1935–1936 гг. в городе Турку на верфи Turun Venevestamo по проекту, разработанному инженером Яакко Рахола. Он использовался в качестве пограничного патрульного катера.

Трехмерное гидроакустическое изображение останков катера, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
Трехмерное гидроакустическое изображение останков катера, полученное с помощью многолучевого эхолота. Фото: ЦПИ РГО
  • Теперь к его останкам часто погружаются дайверы. Объект включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия Ленинградской области, однако это не защищает его от разграбления. За последние годы с катера подняли винт, приборную панель, ящики со снарядами для автоматической пушки Madsen.

#цпирго #историязатонувшихкораблей