Кто должен оплачивать замену квартирных счетчиков в 2018 году

Замена, сохранность, обслуживание электросчетчика возлагаются либо на обслуживающую компанию, либо на самого собственника.

Все зависит в первую очередь от договора с Управляющей компанией или с ТСЖ, а также от того, где именно установлен счетчик – в самой квартире или за ее пределами.

Законодательная база

В первую очередь необходимо обратиться к Гражданскому кодексу. В общем случае приобретение и содержание, а также замена имущества – это обязанность его собственника.

При этом закон делает оговорку, что возможны и иные ситуации, которые предусмотрены договором.

Т.е. если собственник договорятся с Управляющей компанией или ТСЖ о том, что именно они будут следить за исправностью прибора и менять его при необходимости, именно так и будет.

При этом счетчик все равно будет оставаться собственностью владельца квартиры, а за содержание/замену прибора он будет вносить соответствующую плату в пользу Управляющей компании.

Случаи замены за свой счет

Постановление Правительства №530, прямо возлагает обязанность содержания/сохранения/замены счетчика именно на владельца квартиры.

2 способа определить, является ли счетчик собственностью владельца квартиры:

1. Если прибор учета установлен непосредственно в помещении (в самой квартире), то он принадлежит владельцу подобно тому, как ему принадлежит ванна, водопровод, вентили, вытяжка и т.п. Соответственно, именно он и несет полную ответственность за его содержание, в том числе и замену по необходимости (или плановую).

2. К тому же гражданин может выступать абонентом, использующим электроэнергию по соответствующему договору. Тогда он тоже обязан обеспечить обслуживание и замену оборудования.

Замена за счет управляющей компании

Однако все описанные правила работают при 2 важных обстоятельствах:

1. Счетчик располагается именно в квартире.

2. Квартира является приватизированной.

Если же жилье муниципальное, то обязанность по его обслуживанию лежит на собственнике, которым является государство (в лице местной Администрации).

При расположении прибора за пределами квартиры (на лестничной площадке) он считается принадлежащим общедомовому имуществу. Однако Управляющая компания часто ссылается на то, что прибор индивидуальный, поэтому он принадлежит собственнику. Чтобы подобных споров не возникало, необходимо уточнить текст договора обслуживания.

Договор с Управляющей компанией

В договоре прописываются не только общие условия обслуживания, но и конкретный перечень работ/услуг, которые сотрудники компании (или сторонних организаций) должны оказывать в рамках этого соглашения.

Среди прочего в тексте необходимо найти и упоминание об обслуживании счетчиков, установленных за пределами квартиры – если таковое есть, то замена прибора является обязанностью соответствующей компании.

Таким образом, исходный документ для решения вопроса о замене – это договор с Управляющей компанией. Однако если прибор стоит непосредственно в квартире, обслуживает его собственник.

Но даже в этом случае он может заключить и договор с обслуживающей организацией, чтобы она взяла на себя обязанность в том числе и по замене оборудования.