11,9K подписчиков

Почему в России почти все работают на импортных станках?

8,8K прочитали

Прошлая публикация, посвященная станкам для обработки различных материалов (дерева, стекла, камня, резины и пр.), вызвала множество откликов со стороны Дзен-читателей. Поэтому попробуем проанализировать ситуацию в отрасли, а заодно попробуем ответить на вопрос, по какой же причине мы не наблюдаем возрождения станкостроения в России (иными словами, почему мы не наблюдаем импортозамещения и почему в России огромное число предприятий работает на импортных станках).

Начнем с базовых предпосылок - с рынка!

С рынком у нас, как ни странно, все в порядке, ведь Россия входит

  • в топ-20 стран в мире по производству изделий из пластмассы,
  • в топ-20 стран в мире по производству деревянной мебели,
  • в топ-10 стран в мире по производству изделий из камня,
  • в топ-10 стран в мире по производству плоского стекла и изделий из него...

Более того, у нас растет спрос на изделия из дерева, из пластика, из резины... Скажем, пандемия привела к росту спроса на деревянные дома (и, как следствие, к росту спроса на садово-дачную мебель и декоративные украшения для сада и на пластиковую посуду и на много что еще); спрос на резиновые изделия также вырос - отчасти опять же вследствие пандемии. Все это десятки и даже сотни миллиардов рублей!..

Кажется, что при таком раскладе отечественные производители станков для полировки дерева или шлифовки стекла или резки гранита должны процветать. Но этого, к сожалению, не наблюдается. Почему?

Причина 1: потребители нуждаются в сложных станках и целых производственных линиях

Представьте себе, что у вас есть маленький цех по выпуску сантехники из природного и синтетического камня: очевидно, вам хватит 1-2 станков для резки и шлифовки камня. Или представьте, что у вас есть маленький цех по выпуску резиновых перчаток или упаковки - Вы опять же обойдетесь одним агрегатом.

Сравнительно простая итальянская экструзионно-выдувная машина
Сравнительно простая итальянская экструзионно-выдувная машина

А теперь представьте себе, что вы руководите заводом, выпускающем не только резиновые перчатки, но и резиновые сапоги, халаты из прорезиненной ткани, резиновые насадки, грелки, кружки, детские соски и пр., а недавно вообще получили заказ на резиновые прокладки для нефтепроводов. И все это вам надо делать по ГОСТу! Конечно, одного агрегата вам не хватит - вам понадобится целая производственная линия. А наши производители не могут обеспечить поставку целых линий (тем более линий сложных - с датчиками, с сенсорами, с сетевыми модулями, с модулями ЧПУ и пр.).

Перед потребителем встает выбор: ждать, пока ему сделают под заказ (если вообще возьмутся делать), или купить готовое зарубежное решение, обратившись в российский филиал иностранной компании или к дилеру. Разумеется, подавляющее большинство выбирает второй вариант.

Смотрите, какое красивое оборудование предлагает австрийская фирма Engel
Смотрите, какое красивое оборудование предлагает австрийская фирма Engel

В результате замкнутый круг: наши производители не получают заказы, а если нет заказов, то денег нет и нет возможности научиться делать что-то сложное и умное. А если ты не делаешь что-то сложное и умное, то у тебя и покупать ничего такого не будут.

А также в результате все крупные российские компании, занимающиеся резиной или пластмассами, покупают зарубежное оборудование. Наши гиганты вроде СИБУР и ТАИФ или просто крупные компании вроде «Электрокабель» Кольчугинский завод», ГК «Обувь России», «Сериопласт» (упаковка и тара), а также множество других предприятий - все они в последние годы купили оборудование из Австрии, Германии, Бельгии, Китая и даже Турции...

Проблема номер 2: стоимость российских станков

Безусловно, наше оборудование дешевле европейского. Но - вот ведь незадача - китайские и индийские станки дешевле. Да, они зачастую даже хуже в плане качества и быстро выходят из строя. Да, зачастую они не превосходят наши станки в плане производительности. Но все же они дешевле, и разница может достигать 30-40%, что для бедных потребителей весьма критично.

Но может быть, надо ориентироваться на более обеспеченных потребителей? Увы, не получается. Сравним обычный итальянский и обычный российский станок для обработки камня (или бетона):

  • итальянский станок проработает без ремонта 10 лет - российский проработает 3-4 года,
  • итальянский станок оснащен манипуляторами и погрузчиками - российский станок ими не оснащен,
  • итальянский станок отличается высокой производительностью - российский станок ею похвастать не может,
  • производитель итальянских станков дает широкий спектр дополнительных сервисных услуг - наш производитель старается их дать, но не всегда у него это получается,
  • итальянский станок безопасен и экологичен (аспирационные системы, улавливатели пыли и пр.) - российский, увы, нет.

В общем, наши производители как бы зажаты с двух сторон, в результате на всю Россию есть лишь два предприятия, выпускающие станки для обработки камня/бетона/стекла, с выручкой более 100 миллионов рублей. Все остальные - по сути малый бизнес и даже микробизнес.

Не просто станок, а практически целый робот для создания любых изделий из камня от итальянской фирмы Donatoni Macchine: хотите раковину - легко, хотите скульптуру - без проблем, хотите красивый обелиск на могилу - и его тоже можно сделать; да, это дорогой агрегат, зато классный
Не просто станок, а практически целый робот для создания любых изделий из камня от итальянской фирмы Donatoni Macchine: хотите раковину - легко, хотите скульптуру - без проблем, хотите красивый обелиск на могилу - и его тоже можно сделать; да, это дорогой агрегат, зато классный

Проблема номер 3: низкая информированность потребителей

Итак, про сложность и качество станков поговорили, про цену поговорили - теперь давайте поговорим о рекламе.

Вот, например, станки для деревообработки.

Понятно, что Россия здесь не мировой лидер и уступает Финляндии, Германии, Швеции, Японии (и Китаю, куда ж без него)... Тем не менее продукция наших предприятий - и пильные станки и машины для шлифовки и прессы - могла бы пользоваться на родине и в мире куда большим спросом, ведь наши деревообрабатывающие станки сравнительно дешевы (порой даже дешевле китайских) и сравнительно надежны, а сами производители предлагают неплохую техническую поддержку, но... про них просто мало знают! :)

Линия деревообработки всемирно известной финской компании Raute
Линия деревообработки всемирно известной финской компании Raute

Конечно, нужно вкладываться в рекламу, в маркетинговое продвижение, в сайты, в каталоги, в вирусные ролики...

Нужно работать с дистрибьюторами, нужно участвовать в промышленных выставках и форумах.

Нужно как можно больше общаться с конечными потребителями... Но на все это нужны время, кадры и деньги, а они у наших предприятий в дефиците. Как итог, потребители покупают импортное оборудование зачастую только лишь потому, что его оно более известно и его проще найти! Ведь зарубежные фирмы активно вкладываются в рекламу и в продвижение своей продукции, активно стимулируют заключение долгосрочных контрактов, активно работают с посредниками...

Выставка деревянной продукции
Выставка деревянной продукции

Но, конечно, это далеко не все проблемы российских станкостроителей. Огромное значение имеет и позиция государства.

Если хотите узнать про то, какие меры поддержки предлагает наше государства и почему эти меры практически не дают никакого эффекта, - отмечайтесь в комментариях!..