Прошлая публикация, посвященная станкам для обработки различных материалов (дерева, стекла, камня, резины и пр.), вызвала множество откликов со стороны Дзен-читателей. Поэтому попробуем проанализировать ситуацию в отрасли, а заодно попробуем ответить на вопрос, по какой же причине мы не наблюдаем возрождения станкостроения в России (иными словами, почему мы не наблюдаем импортозамещения и почему в России огромное число предприятий работает на импортных станках).
Начнем с базовых предпосылок - с рынка!
С рынком у нас, как ни странно, все в порядке, ведь Россия входит
- в топ-20 стран в мире по производству изделий из пластмассы,
- в топ-20 стран в мире по производству деревянной мебели,
- в топ-10 стран в мире по производству изделий из камня,
- в топ-10 стран в мире по производству плоского стекла и изделий из него...
Более того, у нас растет спрос на изделия из дерева, из пластика, из резины... Скажем, пандемия привела к росту спроса на деревянные дома (и, как следствие, к росту спроса на садово-дачную мебель и декоративные украшения для сада и на пластиковую посуду и на много что еще); спрос на резиновые изделия также вырос - отчасти опять же вследствие пандемии. Все это десятки и даже сотни миллиардов рублей!..
Кажется, что при таком раскладе отечественные производители станков для полировки дерева или шлифовки стекла или резки гранита должны процветать. Но этого, к сожалению, не наблюдается. Почему?
Причина 1: потребители нуждаются в сложных станках и целых производственных линиях
Представьте себе, что у вас есть маленький цех по выпуску сантехники из природного и синтетического камня: очевидно, вам хватит 1-2 станков для резки и шлифовки камня. Или представьте, что у вас есть маленький цех по выпуску резиновых перчаток или упаковки - Вы опять же обойдетесь одним агрегатом.
А теперь представьте себе, что вы руководите заводом, выпускающем не только резиновые перчатки, но и резиновые сапоги, халаты из прорезиненной ткани, резиновые насадки, грелки, кружки, детские соски и пр., а недавно вообще получили заказ на резиновые прокладки для нефтепроводов. И все это вам надо делать по ГОСТу! Конечно, одного агрегата вам не хватит - вам понадобится целая производственная линия. А наши производители не могут обеспечить поставку целых линий (тем более линий сложных - с датчиками, с сенсорами, с сетевыми модулями, с модулями ЧПУ и пр.).
Перед потребителем встает выбор: ждать, пока ему сделают под заказ (если вообще возьмутся делать), или купить готовое зарубежное решение, обратившись в российский филиал иностранной компании или к дилеру. Разумеется, подавляющее большинство выбирает второй вариант.
В результате замкнутый круг: наши производители не получают заказы, а если нет заказов, то денег нет и нет возможности научиться делать что-то сложное и умное. А если ты не делаешь что-то сложное и умное, то у тебя и покупать ничего такого не будут.
А также в результате все крупные российские компании, занимающиеся резиной или пластмассами, покупают зарубежное оборудование. Наши гиганты вроде СИБУР и ТАИФ или просто крупные компании вроде «Электрокабель» Кольчугинский завод», ГК «Обувь России», «Сериопласт» (упаковка и тара), а также множество других предприятий - все они в последние годы купили оборудование из Австрии, Германии, Бельгии, Китая и даже Турции...
Проблема номер 2: стоимость российских станков
Безусловно, наше оборудование дешевле европейского. Но - вот ведь незадача - китайские и индийские станки дешевле. Да, они зачастую даже хуже в плане качества и быстро выходят из строя. Да, зачастую они не превосходят наши станки в плане производительности. Но все же они дешевле, и разница может достигать 30-40%, что для бедных потребителей весьма критично.
Но может быть, надо ориентироваться на более обеспеченных потребителей? Увы, не получается. Сравним обычный итальянский и обычный российский станок для обработки камня (или бетона):
- итальянский станок проработает без ремонта 10 лет - российский проработает 3-4 года,
- итальянский станок оснащен манипуляторами и погрузчиками - российский станок ими не оснащен,
- итальянский станок отличается высокой производительностью - российский станок ею похвастать не может,
- производитель итальянских станков дает широкий спектр дополнительных сервисных услуг - наш производитель старается их дать, но не всегда у него это получается,
- итальянский станок безопасен и экологичен (аспирационные системы, улавливатели пыли и пр.) - российский, увы, нет.
В общем, наши производители как бы зажаты с двух сторон, в результате на всю Россию есть лишь два предприятия, выпускающие станки для обработки камня/бетона/стекла, с выручкой более 100 миллионов рублей. Все остальные - по сути малый бизнес и даже микробизнес.
Проблема номер 3: низкая информированность потребителей
Итак, про сложность и качество станков поговорили, про цену поговорили - теперь давайте поговорим о рекламе.
Вот, например, станки для деревообработки.
Понятно, что Россия здесь не мировой лидер и уступает Финляндии, Германии, Швеции, Японии (и Китаю, куда ж без него)... Тем не менее продукция наших предприятий - и пильные станки и машины для шлифовки и прессы - могла бы пользоваться на родине и в мире куда большим спросом, ведь наши деревообрабатывающие станки сравнительно дешевы (порой даже дешевле китайских) и сравнительно надежны, а сами производители предлагают неплохую техническую поддержку, но... про них просто мало знают! :)
Конечно, нужно вкладываться в рекламу, в маркетинговое продвижение, в сайты, в каталоги, в вирусные ролики...
Нужно работать с дистрибьюторами, нужно участвовать в промышленных выставках и форумах.
Нужно как можно больше общаться с конечными потребителями... Но на все это нужны время, кадры и деньги, а они у наших предприятий в дефиците. Как итог, потребители покупают импортное оборудование зачастую только лишь потому, что его оно более известно и его проще найти! Ведь зарубежные фирмы активно вкладываются в рекламу и в продвижение своей продукции, активно стимулируют заключение долгосрочных контрактов, активно работают с посредниками...
Но, конечно, это далеко не все проблемы российских станкостроителей. Огромное значение имеет и позиция государства.
Если хотите узнать про то, какие меры поддержки предлагает наше государства и почему эти меры практически не дают никакого эффекта, - отмечайтесь в комментариях!..