История советского радио: передача «Встреча с песней»

В середине 60-х годов телевидение добралось еще не до всех городов и поселков, и очень популярны были радиовещательные музыкальные программы. Собственно, установка развивать музыкальное вещание была официальной с момента окончания войны. С 1947 года был распространен жанр музыкальной загадки, когда название музыкального произведения (как правило, широко известного и часто исполняемого), и фамилия композитора объявлялись ведущим после завершения исполнения произведения.

Радиослушателей в СССР было сильно больше, чем сегодня. Оно и понятно, в ту пору не было Интернета.
Радиослушателей в СССР было сильно больше, чем сегодня. Оно и понятно, в ту пору не было Интернета.

Уже к 1952 году, только на волнах Центрального радио, ежемесячный объем звучания концертных программ превышал 25 часов, по разным программам транслировалось до полусотни музыкальных концертов. Жанры передач были разнообразны: музыкально-образовательные, концертные обозрения, лекции-концерты, а наибольшей популярностью пользовались концерты по заявкам, где после зачтения фрагмента письма радиослушателя исполнялось заказанное им музыкальное произведение, обычно песня.

В конце 60-х годов появилась побившая все рекорды популярности передача «Встреча с песней». В эфир передача вышла в последний день 1967 года, 31 декабря, и предваряли ее начало позывные – музыкальная фраза «Снова замерло все до рассвета...». Программа мгновенно стала популярной благодаря совершенно новому формату – автор и ведущий Виктор Татарский вел беседу тихим, доверительным голосом, зачитывая письма от радиослушателей с их личными историями и рассказами и роли песни в их жизни.

Это был далеко не привычный формат концерта по заявкам, передача стала вечерним разговором о песне и жизни. Что интересно, на волне популярности передачи Татарский вернул слушателям ранее запрещенные песни Леонида Утесова и других известных исполнителей. Цензура до поры до времени, а именно до чехословацких событий 1968 года, относилась к подобной «свободе» достаточно лояльно. «Пражская весна» все изменила – слова многих песен стали «крамольными», песни перестали выходить в эфир.

Но ведущему удалось и в этих условиях не потерять своих слушателей. Он отвечал на их письма о несбывшихся надеждах, неустроенной жизни, тоскливом одиночестве и беззащитности. Многие радиослушатели не только слушали передачи, но и записывали на катушечные магнитофоны звучавшие в передачах песни Окуджавы, Визбора и Высоцкого. «Встречу с песней» ждали по-прежнему с нетерпением, и при первых звуках позывных слушатели спешили к радиоприемникам.

Спасибо за внимание! Если вам понравилась эта публикация, то посмотрите и эти:

1. Программа «Здоровье». Как это было в СССР?

2. Советская пресса: журнал «Работница».

3. На одной волне. (Краткая заметка об эволюции советских радиоприемников)

4. Советское ТВ 80-х: «Музыкальный ринг».

5. Цветное телевидение приходит в СССР.