О советских автостопщиках

Удивительно, но в СССР власти официально разрешали автостоп и даже его поощряли. Казалось бы – стоит только услышать это слово, и перед глазами появится образ длинноволосого рокера в драных джинсах, который катается по стране без цели и денег. Однако не всё так просто.

Центральный совет по туризму в 1964 году ввел подобный способ путешествий в каждом уголке нашей необъятной родины. Государство считало, что так десятки тысяч людей смогут превосходно провести отведенные выходные или же отпуск. В официальных бумагах было написано, что «Автостоп – это комфортная форма путешествия, требующая минимальных затрат».

Ребята пытаются поймать попутку.
Ребята пытаются поймать попутку.

Автостопщиками были путешественники от 16 лет, которые зарегистрировались в любой туристической организации. Правда, одного этого было недостаточно, ведь властям хотелось всё контролировать. Поэтому требовалось обзавестись специальной книжкой с талонами «Автостопа». Их выдавала туристическая секция или клуб. Благодаря этому документу разрешалось ездить бесплатно. В талоне прописывали следующие данные:

  • имя и фамилию путешественника;
  • конкретный маршрут;
  • номерные знаки;
  • марку автомобиля.

Вы не поверите, но талоны тоже стоили денег. За 500 километров приходилось платить по рублю. Из Ленинграда в Киев в результате люди ездили за 3 рубля. Автостопщик останавливал машину, заполнял талон и отдавал его водителю. Последний обещал, что обязательно сохранит у себя такой важный документ.

Такой вид имели вручаемые водителям автостопщиками талоны.
Такой вид имели вручаемые водителям автостопщиками талоны.

Через несколько лет государство решило, что для большей мотивации нужно устраивать розыгрыши призов для водителей. Например, шофер, который перевез больше 10 путешественников на расстояние от 100 километров, мог посоревноваться с другими за звание «Самый активный водитель Автостопа». Победителя награждали пылесосами, мотороллерами, телевизорами и домашней мебелью. Соответственно, шоферы уже чаще решались подвести голосующего человека на трассе. Таксистам и водителям рейсовых автобусов принимать участие в конкурсе запрещалось.

У обществ автостопщиков даже свои значки были.
У обществ автостопщиков даже свои значки были.

Республиканские туристические советы занимались учетом советских путешественников и считали их достижения. В дальнейшем был превосходно налажен выпуск сувенирной продукцией. Особой популярностью пользовались вымпелы и значки.

Такой тип туризма в Советском Союзе существовал примерно до 1975 года. Дальше государство почему-то решило вычеркнуть из списков подобный вид передвижения по стране. Возможно, причиной стало большое развитие автобусного и железнодорожного сообщения. Конечно, неформалы и другие молодые люди продолжали путешествовать автостопом. Запреты им даже приходились по душе. Однако официального признания и статуса у автостопа уже не было. Поэтому простые граждане быстро потеряли к нему всяческий интерес.

Спасибо за прочтение! Если статья вам понравилась, взгляните и на эти:

1. «Серая» выручка советских таксистов.

2. Вам шашечки или ехать? (Небольшая статья о советском такси периода 80-х годов)

3. О советском алкогольном «черном рынке» 80-х.

4. Выпили? Добро пожаловать в вытрезвитель!

5. Весело и без водки. (Короткий очерк о жизни советских самогонщиков)