«Серая» выручка советских таксистов

Все, кому доводилось совершать поездки в советских такси, наверняка помнят, как это происходило. Приезжала машина с шашечками, пассажир садился, включался счетчик и начиналась поездка из пункта «А» и пункт «Б». По прибытии на место назначения, счетчик выключался и пассажир оплачивал сумму, отображенную на приборе. А на лобовом стекле автомобиля загорался зеленый огонек, означающий, что таксист свободен. Вот, казалось, бы и все. Чего тут еще добавить, но все не так просто. Таксисты в СССР проявляли чудеса изобретательности и изворотливости, чтобы помимо официальной зарплаты получить еще сколько-нибудь денег. Вот об этих «неофициальных» заработках перевозчиков мы сегодня и расскажем.

Стоянка такси у гостиницы «Измайлово» в Москве.
Стоянка такси у гостиницы «Измайлово» в Москве.

Итак, какими же способами простой советский водитель такси мог заработать деньги, которые не надо бы было сдавать в кассу, а можно бы было оставить у себя в кармане? Давайте рассмотрим несколько вариантов.

ВАРИАНТ №1. СТАТЬ «КРУТИЛЬЩИКОМ»

«Крутильщиками» называли таксистов, которые намеренно скручивали показания таксометра, чтобы сдать в кассу парка меньшую сумму денег. Правда в одиночку такую схему проворачивать было невозможно. Приходилось «заносить» таксометристам, чтобы те не докладывали начальству о фактах вмешательства в работу прибора учета.

ВАРИАНТ №2. «КОЧЕРЕЖКА»

В этом случае водитель обманывал уже не таксопарк, а пассажира. Если в пути следования была предусмотрена остановка, и пассажир на какое-то время покидал салон автомобиля, ушлый таксист «крутил» показания счетчика уже в большую сторону. Делалось это с помощью специальной проволоки-«кочережки». Когда поездка завершалась, а пассажир расплачивался и покидал автомобиль, той же проволокой показания таксометра ставились «на место». Денежная разница шла в карман водителя. Но опять же надо было делиться с таксометристами.

ВАРИАНТ №3. «ДВА СЧЕТЧИКА»

Данный способ не требовал никаких манипуляций с таксометром, но в то же время требовал некой наглости водителя. Осуществлялась такая практика примерно следующим образом: таксиста останавливал клиент (дело должно происходить поздним вечером или по виду пассажира должно было быть заметно, что он куда-то очень спешит), а таксист сразу бросал ему фразу «Два счетчика». Кто-то сразу отказывался, а иные соглашались. Тут уж как повезет. При удачном раскладе «лишние» деньги опять-таки клались в карман ушлого водителя.

ВАРИАНТ №4. ЧАЕВЫЕ

Вы не поверите, но в СССР (во всяком случае в больших городах) было принято оставлять водителям такси «на чай». Здесь не надо было проворачивать никаких незаконных махинаций, но и деньги можно было получить от случая к случаю. Суммы чаевых были самыми разными. Одни клиенты просто оставляли водителю сдачу в несколько копеек, а другие могли и несколькими рублями одарить. Тут уж как повезет.

ВАРИАНТ №5. «ПОДСАДКА»

Здесь все очень просто. Водитель, следующий по маршруту с пассажиром в салоне, подсаживал голосующего на обочине пассажира, если тому было по пути. Деньги с «грача» (именно так называли таксисты пассажиров с обочины) брались по договоренности и никакой отчетности подвержены не были.

ВАРИАНТ №6. «НЕ ЗЕЛЕНОГЛАЗОЕ ТАКСИ»

Водитель перевозил пассажира не включая при этом таксометр. Оплата – опять же по договоренности. Зеленый огонек на лобовом стекле, означающий что машина свободна, при этом закрывали чем-нибудь непрозрачным. Да той же самой перчаткой, например. Следует заметить, что водители крайне редко пользовались таким способом «левого» заработка, поскольку если с ним зачастить, то холостой пробег автомобиля заметно увеличивался. А это не могло не привести к возникновению проблем в родном таксопарке.

ВАРИАНТ №7. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ

Совсем недавно мы писали о том, что таксисты имели неплохой заработок, продавая водку в ночное время по спекулятивной цене. Как правило, по цене в 2 раза выше магазинной. Когда же М.С. Горбачев решил бороться с алкоголизмом, и спиртное стало дефицитным товаром, водители задрали цены на «огненную воду» еще выше. Надо заметить, что спиртное у них в наличии было практически всегда.

ВАРИАНТ №8. ИНТЕГРАЦИЯ В КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР

Таксисты подвозили самых разных пассажиров и завязывали немало знакомств с самой разной публикой. Среди клиентов оказывались и представители криминального мира – фарцовщики, валютчики и другие лица, до которых было дело грозной советской милиции. Используя эти знакомства, таксист мог оказывать услуги по добыче чего-нибудь дефицитного или даже запрещенного. За это он, конечно, брал свой процент.

Вот такой (далеко не полный) перечень способов получения советскими таксистами теневого заработка. Только не надо думать, что эти люди «катались как сыр в масле». Во-первых, эта профессия во все времена была опасной. Могли банально убить из-за денег. Во-вторых, осуществлять описанные выше махинации было не так просто, поскольку существовала служба безопасности движения (БД). Ее мобильное подразделение разъезжало по городу на автомобилях и контролировало работу таксистов. Наконец, почти всегда приходилось делиться «левым» заработком с другими работниками таксопарка. Так что не надо считать, что водители такси зарабатывали прямо-таки огромные деньги, но на хлеб с маслом (а, может, даже и с икрой) им вполне хватало.

Спасибо за прочтение. Если вам понравилась статья, обратите внимание и на эти:

1. О советском алкогольном «черном рынке» 80-х.

2. Вам шашечки или ехать? (Небольшая статья о советском такси периода 80-х годов)

3. Кому в СССР жилось хорошо?

4. Покарать сурово любителей рубля нетрудового! (Как в СССР с коррупцией боролись)

5. Виски, сделанный в СССР. (и это не шутка)