398 subscribers

Кто нарисовал медведей на известной картине Шишкина?

9k full reads
11k story viewsUnique page visitors
9k read the story to the endThat's 79% of the total page views
2 minutes — average reading time

"Утро в сосновом лесу" - не просто самая известная картина Ивана Шишкина, но и едва ли не вообще самая известная картина в России. Почему? Конечно, благодаря мастерству живописца и покровительству Третьякова в первую очередь, но далеко не последнюю роль в этой истории сыграла фабрика кондитерских изделий "Эйнем". В 1896 она начала выпускать конфеты "Мишка косолапый" с репродукцией картины на обертке - с этого момента "Утро в сосновом лесу" получило широчайшую известность по всей стране.

Иван Шишкин "Утро в сосновом лесу", 1889
Иван Шишкин "Утро в сосновом лесу", 1889
Иван Шишкин "Утро в сосновом лесу", 1889

Шишкин - это "наше все" от живописи, он с нами со школьной скамьи. Но не все знают, что самих медведей на знаменитом полотне нарисовал другой художник - Константин Савицкий. Как же это произошло?

Замысел картины, как и эскизы к ней, на которых уже резвились мишки, принадлежал полностью Шишкину. Более того, на выставке, где картину впервые увидел и купил Третьяков для своей коллекции, она была подписана только именем Ивана Шишкина. И лишь потом на картине появилось две подписи - Шишкин, как человек честный, позволил соавтору Савицкому поставить и свою подпись, а также отдал ему четверть гонорара - 1000 рублей (на эти деньги сегодня можно было бы купить почти новую машину эконом-класса).

Кондитерская фабрика "Эйнем" прославила картину Шишкина на всю страну
Кондитерская фабрика "Эйнем" прославила картину Шишкина на всю страну
Кондитерская фабрика "Эйнем" прославила картину Шишкина на всю страну

Никакой тайны на счет соавторства Савицкого Шишкин не делал. Ее бы не возникло и впоследствии, если бы Третьяков, увидев на доставленной к нему картине еще один автограф, не рассвирепел и не стер бы скипидаром вторую подпись Савицкого. Он был вне себя: картину на выставке он покупал у Шишкина, известного художника, а затем у нее появилось соавторство . Поэтому с тех пор "Утро в сосновом лесу" экспонируется только с подписью Шишкина.

Вопрос в том, зачем знаменитому уже тогда Ивану Шишкину понадобилась помощь другого художника? Савицкий был хорошим другом Шишкина и мастером бытового жанра. Существует расхожая версия о том, что якобы у Шишкина виртуозно выходила природа, но людей и животных он рисовать не умел, поэтому и обратился за помощью к анималисту Савицкому. Однако достаточно посмотреть на работы Шишкина, где он рисовал животных, чтобы понять, что эта версия едва ли выдерживает критику. У Шишкина вполне хватило бы мастерства для отрисовку медведей, а Савицкий был не анималист, а мастер бытовой сцены и рисовал в основном людей.

Константин Савицкий "Беглый", 1883
Константин Савицкий "Беглый", 1883
Константин Савицкий "Беглый", 1883

Вероятнее всего Шишкин просто хотел финансово помочь своему другу, так как был намного успешнее Савицкого. Так или иначе, без мишек картина во многом бы потеряла свое лицо. Пейзажи Шишкина настолько проникновенны и реалистичны, что кажется, сейчас послышится скрип дерева, шум листьев или журчание ручья, но именно медведи, олицетворяющие потаенную жизнь шишкинского леса, сделали "Утро в сосновому лесу" столь знаменитым.

А у вас с чем связаны воспоминания с «Утром в сосновом лесу» Шишкина?

Понравился пост? Подписывайся на канал и делись своим мнением в комментариях!