МТЗ-80 на шарнирно-сочлененной раме. Старые наработки советских инженеров

25 October 2020
32k full reads
1,5 min.
39k story viewsUnique page visitors
32k read the story to the endThat's 84% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Добрый день!

В СССР много экспериментировали с тракторами для лесного хозяйства, искали новые решения. Из самых обычных Т-40, Т-25 и МТЗ строили нечто необычное. Ссылки на статьи про некоторые из них будут в конце, а сейчас про то, как думали из обычного МТЗ сделать трактор на шарнирно-сочлененной раме.

Сначала силами ЛТЗ был создан Т-80Л. У него было четыре одинаковых колеса. Кабина располагалась по центру. Хоть все колеса и были управляемыми, маневренности оказалось недостаточно.

После испытаний от такой схемы отказались в пользу разработок с шарнирно-сочлененной рамой. Конечно, были трелевочники на базе К-700 и Т-150К. Но это совсем другие габариты. Нужен был небольшой маневренный лесохозяйственный трактор.

Т-25 и Т-40 уже переделывали в тракторы с ШСР. С МТЗ это сделать оказалось немного сложнее. Для перекомпоновки нужно было сместить заднюю ось базового трактора. Из-за отсутствия бортовых редукторов это оказалось технически сложным.

Макетный образец на базе МТЗ-80 ПЛ
Макетный образец на базе МТЗ-80 ПЛ
Макетный образец на базе МТЗ-80 ПЛ

Предлагался вариант цепной передачи. Дешево и сердито, но, как пишет один из конструкторов, трактор не велосипед, чтобы ездить с цепной передачей. Не самая надежная конструкция.

Еще один вариант, разработать оригинальную распределительную коробку вместо штатного КПП. Такой вариант тоже не устраивал. не хотелось тратить ресурсы на новый узел для не очень востребованного трактора. Спрос на него был около 1000 машин в год (по нашим-то меркам очень не плохой спрос, верно?).

И тогда применили третий способ. При сборке нового трактора в ЛТЗ на базе МТЗ-50 ПЛ для смещения задней оси применили дополнительные бортовые редукторы от автогрейдера. При разработке таких экспериментальных машин для удешевления часто старались использовать готовые узлы серийных машин. Передняя ось базового МТЗ демонтирована. На заднем полуприцепе использовались бортовые редукторы и главная передача переднего моста от Т-40А.

Макетный образец на базе МТЗ-80 ПЛ
Макетный образец на базе МТЗ-80 ПЛ
Макетный образец на базе МТЗ-80 ПЛ

Дальше подобные манипуляции стали проводить на другом белорусском тракторе. В конце 70-х собран макетный образец сортиментовоза на базе МТЗ-80.

Конструкция была почти та же самая. Вместо бортовых редукторов от автогрейдера использовались редукторы от МТЗ-82 крутосклонной модификации. Стали собирать и другие образцы с другим оборудованием. В какой-то момент выпуск крутосклонного МТЗ-82 прекратился, тогда вернулись к бортовым редукторам от автогрейдера Д8-143.

ЛТ-189
ЛТ-189
ЛТ-189

Полученная машина получила имя сортиментовоз ЛТ-189 и после испытаний в конце 80-х была рекомендована к серийному производству.

В итоге получили:

  • трелевочник с манипулятором - это ЛТЗ-190,
  • погрузочно-транспортная машина - ЛТ-189
  • сучкорезно-раскряжевочный процессор - ЛО-123.
ЛТ-190
ЛТ-190
ЛТ-190

Были и другие разработки. Например, погрузочно-транспортная машина МЛПТ-354.

МЛПТ-354
МЛПТ-354
МЛПТ-354

В серию ЛТ-189 был рекомендован в конце 80-х, через пару лет сами знаете что ждет СССР. Сейчас ЛТЗ уже и не жив совсем, по некоторым сообщениям было выпущено около 90 таких тракторов. Неуспех модели заключался не только в развале СССР. Сам базовый МТЗ не очень подходил для таких работ. Все собиралось, насколько это возможно, из готовых узлов от разной техники. Все это не от богатой жизни, а с целью сэкономить. Солянка такая, что само по себе говорит о качестве машины.

Впрочем, похоже белорусы и сейчас продолжают что-то подобное создавать.

Т-25 на шарнирно - сочлененной раме? Коротко об очень редком тракторе Т-25АЛ
Уникальный трактор Т-40АЛ на шарнирно-сочлененной раме для лесных хозяйств, который не успел себя показать
Про МТЗ-80 с четырьмя поворотными колесами. Т-80Л для лесного хозяйства

На этом всё, до скорых встреч!!!

Использованы материалы: Информационный некоммерческий ресурс industrial-wood.ru