Как выглядит сейчас военный аэродром Бекетовка в Волгограде.

30 August

Бекетовский военный аэродром больше известен жителям Волгограда как один из учебных аэродромов Качинского военного авиационного училища. Это был единственный аэродром легендарной Качи, расположенный в границах Волгограда. Те жители южных районов города, кому примерно за 35, наверное помнят, как в 70-е, 80-е и даже в 90-е годы с неба часто слышался гул реактивных самолётов. Подняв голову, можно было увидеть полёт небольших лёгких прямокрылых военных самолётов. Это были учебно-тренировочные реактивные истребители Aero L-29 «Дельфин" и Aero L-39 «Альбатрос» производства Чехословакии, на которых курсанты производили учебные полёты с Бекетовского аэродрома.

Посадка L-29, аэродром Бекетовка, 1976 год. Источник фото - http://www.airforce.ru/content/sovremennyi-period/2287-yurii-orehov-cvet-nacii-kacha-vospominaniya-lyotchika-instruktora/page10/
Посадка L-29, аэродром Бекетовка, 1976 год. Источник фото - http://www.airforce.ru/content/sovremennyi-period/2287-yurii-orehov-cvet-nacii-kacha-vospominaniya-lyotchika-instruktora/page10/

После расформирования авиационного училища в Волгограде, полёты этих самолётов прекратились, и аэродром перестал использоваться как военный.

L-39 Albatros. Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Aero_L-39_Albatros. Автор: Sergey Vladimirov
L-39 Albatros. Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Aero_L-39_Albatros. Автор: Sergey Vladimirov

Рядом с аэродромом ещё некоторое время располагалась военная часть — 67-я зенитно-ракетная бригада ПВО. У КПП этой части находилось разворотное кольцо автобуса №49, и ещё в 2010 году стоял шлагбаум и часовые. Но из сети интернет известно, что сейчас уже нет и той части, остался только жилой посёлок — Авиагородок.

Так, как всё пребывает в запустении, то лично мне захотелось посетить эти места и увидеть, что же осталось. Но история Бекетовского аэродрома напрямую связана и со Сталинградской битвой. На нём базировались боевые авиаполки Сталинградского корпусного района ПВО. Поэтому главная цель экспедиции была такой — узнать, осталось ли что-то от старой, сталинградской взлётно-посадочной полосы.

Дорога сначала проходит мимо ракетной части. Поэтому сначала покажу совсем грустные фото. Вот как выглядит сейчас место, где было КПП.

Первое впечатление — словно это город, разрушенный землетрясением или войной и давно покинутый жителями. Но теперь тут ничего не охраняется. Можно зайти. Решил пройти прямо по заросшей деревьями улице.

Всё вокруг изрыто такими траншеями. Сразу понятно, что траншеи копали тяжёлой строительной техникой, чтобы достать коммуникации — трубы и кабели. Рядом стоит большое трёхэтажное здание.

Может я ошибаюсь, но похоже, что здание было клубом воинской части.

Понимаю, что это связано с риском, но любопытно посмотреть, что внутри. Посмотрел…

Изнутри масштаб разрушения ещё больше впечатляет. Предположу, что здания разрушались специальной техникой, чтобы забрать всё ценное — от проводки до стальных балок. Поэтому крыша и перекрытия этажей почти все обрушены. На стенах есть следы копоти. Добавить отметины от пуль и осколков — получатся готовые декорации для фильма о войне. На стенах оставили память о себе военнослужащие части.

На стенах оставили память о себе военнослужащие части.
На стенах оставили память о себе военнослужащие части.
На стенах оставили память о себе военнослужащие части.
На стенах оставили память о себе военнослужащие части.

Ходить там опасно. Сверху свисают доски, брёвна, иногда и кирпичи. Поэтому двигаться нужно очень осторожно. Вне здания тоже нужно внимательно смотреть, куда наступать. Кроме траншей, попадаются открытые колодцы, которые не сразу видны в густой траве. Напротив - поросшая кустарником асфальтированная площадь, похожая на плац.

Тут же ещё одно разрушенное трёхэтажное здание, перед которым ещё остались голубые ели. Это был штаб части.

В сети нашёл фото этого места до разрушения.

Источник фото - https://techmonuments.livejournal.com/32924.html
Источник фото - https://techmonuments.livejournal.com/32924.html

Внутри одного из зданий осталась роспись на стенах и другие автографы «дембелей».

Похоже, что эти надписи о ДМБ — последние.

Окружающий пейзаж напоминает то военный Сталинград, то город Припять, заброшенный после аварии на ЧАЭС в 1986 году.

Возле одного из рядом стоящих руин лежит шинель с подшитым подворотничком и погонами Советской армии, словно довершая картину апокалипсиса.

Пожалуй хватит руин воинской части, пора отправляться к аэродрому. Но лезут в голову грустные мысли. Если уж не нужна была часть и было вывезено всё оборудование и ценные материалы, то это понятно. Но почему так варварски поступили со зданиями? Словно, здесь прошли завоеватели. В сети есть информация. что начали всё под чистую вывозить уже в 2012 году. Полагаю, что не чисто дело было. Как-то уж по-криминальному небрежно всё переворочено. Всё забрали и бросили как есть, даже не огородив опасную территорию.

Всё, едем к аэродрому, до него всего-то несколько сот метров. Стоящие вокруг аэродромные здания тоже в руинах.

Но авиация в этих местах не исчезла бесследно. В какой-то момент отчётливо послышался звук мотора винтового самолёта. Это Ан-2 запустил мотор. Вскоре он уже набирал высоту. Эти Ан-2 не пользуются взлётно-посадочными полосами (ВПП) аэродрома, взлетают с какой-то своей полевой полосы.

Теперь о главном — о взлётных полосах. Если посмотреть на аэродром со спутниковых карт, то хорошо видны две ВПП — назовём их южная и северная. Их длина - 1500 метров, именно с них взлетали учебные истребители Качинского училища.

Аэродромом училища Бекетовка стала только в начале 50-х годов. До этого здесь базировались боевые авиаполки противо-воздушной обороны Сталинграда. Документы авиачастей могут рассказать, что отсюда взлетали на боевые задания истребители И-16, Як-1, МиГ-3 и штурмовики Ил-2. Аэродром также использовали эскадрильи на английских истребителях Хоукер "Харрикейн" и американских P-40 "Киттихоук"

Со спутника можно рассмотреть неясные очертания ещё одной полосы. Её длина 1200 метров. Ровно такую длину имели ВПП военных аэродромов в 1942 году. Вот её и нужно получше рассмотреть. Большая её часть покрыта асфальтом явно в послевоенное время. Она использовалась для стоянок самолётов и как рулёжная дорожка. В конце она перегорожена тросом, за которым что-то похожее на трассу для картинга.

Сквозь асфальт растёт трава.

Но со спутника смутно просматривается и не асфальтированное продолжение полосы. Может это и есть остатки той, сталинградской ВПП? Там уже степные травы всё покрыли густым ковром. Лежат куски бетона, давно вросшего в землю. Но необычно то, что вокруг травы песок, хотя везде здесь суглинки.

Песок только в этом месте.
Песок только в этом месте.
Суглинки покрывают всё вокруг.
Песок только в этом месте.

Полоса времён Сталинградской битвы была не просто грунтовой, а имела песчаное покрытие? Можно проверить догадку, подойдя к краю полосы в другом месте. Вот тут она начиналась (или наоборот, заканчивалась).

А тут граница видна более отчётливо. Ниже снимок, на котором проходит продольная граница полосы. Справа песок, в левой части — глина.

Продольная граница полосы.
Продольная граница полосы.

Если присмотреться, то действительно видна полоса шириной 50 метров, покрытая песком. Похоже на то, что именно тут взлетали и садились истребители времён Сталинградской битвы.

С января и до сентября 1942 года на аэродроме Бекетовка базировались полки 102-й истребительной авиадивизии. Их задачей было прикрытие в воздуха важных военно-промышленных объектов Сталинграда, Бекетовки, Красноармейска, Астрахани и железных дорог на участках Сталинград – Морозовская и Сталинград – Котельниково. До 20 июня в журнале 102-й иад название аэродрома — СталГРЭС, а потом — Бекетовка.
Старая ВПП аэродрома.
Старая ВПП аэродрома.

В первых числах сентября линия фронта приблизилась к аэродрому на 2-3 километра. Авиаполки перелетели на аэроузел Средняя Ахтуба. Но даже во время боёв, в Бекетовке иногда садились и взлетали штабные и связные У-2, преимущественно ночью.

Зимой 1942 года в Бекетовке базировались 282-й истребительный авиаполк (иап) на Як-1 и 628-й на И-16. В марте и апреле эти полки выбыли из состава дивизии, а вместо них аэродром заняли 439-й иап на МиГ-3 и 788-й на Як-1. Самым напряжённым месяцем был август 1942 года, когда лётчики этих полков произвели на МиГах и Яках 715 боевых вылетов. Ими было сбито 44 самолёта противника. При этом они потеряли 20 самолётов, 4 лётчика, а 15 не вернулись с задания.
Линия окопов у края старой полосы.
Линия окопов у края старой полосы.

После окончания Сталинградской битвы в Бекетовку снова вернулись истребители ПВО Сталинграда, которые базировались там до того, как аэродром был передан Сталинградскому (Качинскому) высшему военному училищу лётчиков.

Песчаное покрытие аэродрома вполне подходило для самолётов времён Второй Мировой войны. Таким образом, можно считать, что сталинградская ВПП Бекетовского аэродрома частично сохранилась. Жаль будет, если когда-то она совсем будет утеряна. Всё-таки, это часть истории города.

Послевоенная северная ВПП.
Послевоенная северная ВПП.
Послевоенная южная ВПП.
Послевоенная северная ВПП.

На этом всё!

В ближайшее время на канале выйдут другие публикации об аэродромах Сталинграда.

Читайте и подписывайтесь на канал "В объективе. Истории. Фото."