"Таня Гроттер" — неповторимый оригинал или жалкая копия?

22 June 2019

В 2002-м году на постсоветское пространство обрушилось волшебство под названием "Таня Гроттер и магический контрабас". Начиная с названия и заканчивая сюжетом, история полностью дублировала сами знаете какую книгу. Но стоит ли ставить крест на Таньке, плагиат это или аутентичное произведение — давайте разбираться.

Я читала обе серии, и воспринимать первую часть "Тани Гроттер", как оригинальное произведение было бы глупо. Судите сами:

  • Девочка живёт у родственников, потому что её родителей убила злая волшебница Чума-дель-Торт.
  • Имя злой волшебницы называть нельзя, потому что она везде оставляла "именные" заклинания, которые швырялись в людей утюгами и прочей утварью.
  • Фамилия приёмной семьи — Дурневы. Полноватая доча Дурневых Таню ненавидит и обижает.
  • Таню забирают в школу волшебства Тибидохс.
  • Только в школе Таня впервые заводит двух друзей.
  • Юная Таня чуть ли не с первых дней становится игроком драконбольной школьной команды светлых магов.
  • Многие маги летают на пылесосах...
  • Преподский состав, где есть бородатый и могучий Сарданапал Черноморов, строгая Медузия Горгонова, противный Поклёп Поклёпыч с леденящим взглядом.
  • Чума-дель-Торт не пережила столкновения с Таней, а у девочки на лице осталась памятная родинка. И т.д.

Впрочем, издательство "ЭКСМО" при выходе первой книги Гроттерианы не отрицало, что это пародия. Но если вторая часть с названием "ТГ и Исчезающий этаж" продолжила славную традицию "хамской пародии", то третья и последующие — полностью ушли в самобытное русло.

Чуму-дель-Торт отправили в другое измерение ещё во второй части, поэтому каждую новую книгу Гроттерианы мы решали новые проблемы. То ли дело "Гарри Поттер", который с каждой новой частью становился серьёзнее, глубокомысленнее.

"Таня Гроттер" — смесь русского фольклора, мифологии, юмора и жизнелюбия. История с каждой новой книгой крепла, выстраивала свою Вселенную. Учителя влюблялись и становились жертвами магии, ученики теряли магические способности и перемещались в параллельные миры. Были путешествия, соревнования. Появлялись новые ученики, которых нам раскрывали. И что действительно круто, несколько книг серии рассказывают нам, что случилось с ребятами после окончания школы. Дико извиняюсь, но даже Дурневы стали частью магического мира: дядя Герман — председатель вампиров, а Пенелоппа отправилась в Тибидохс.

Я не назову "Таню Гроттер" плагиатом. Емец использовал мир Роулинг, как трамплин в свой (что ещё раз доказывает правильность теории "не сиди на месте"). Но если у меня потребуют ответ "Что лучше?", мой голос будет за "мальчика, который выжил". Если что, фишка не в патриархате. Просто без первого не было бы второго. И Мефочки Буслаева тоже.

Но сравнивать истории глупо. Они поднимают разные проблемы, пропитаны разной энергетикой. Они под разные настроения и возраст, если на то пошло.

Кстати, книги Емца так зашли в своё время, что их даже хотели переводить, издавать заграницей. Но Самая Добрая Тётя пресекла это дело.

Читали Гроттериану? Что думаете о Дмитрии Емце?

Anyway, спасибо, что дочитали текст до конца и поставили палец вверх! Ценю.

Статьи, которые могут вам понравиться: