Фундамент вайшнавского образования - Таттвасанкхйана

1 September 2020

Двайта-веданта, Мадхва-сампрадая - Татвавад

ОМ. Таттвасанкхйана — труд, поведанный Шри Мадхвачарьей. С комментарием Шримана Джайатиртхи Махапрабху.

Введение

Джайатиртха:

— Повелителю Лакшми поклон воздав, надлежит мне – Джайатиртхе, комментировать Таттвасанкхьяну, которая словесами не изобилует.

Воистину, неизменный смысл всех священных текстов в том состоит, чтоб достойные люди, имеющие желание обрести освобождение, могли обрести знание о Высшем Существе как о действенной причине рождения и существования мира. Это требует знания о мире и его внутренних различиях. Ради таких людей, Ачарья Мадхва собрал вместе необходимые понятия, разбросанные по разным священным текстам, дабы облегчить путь к пониманию.

Джайатиртха задает вопрос: «Почему же в начале сего труда нет положенного мангала-шлока? Ведь мудрые люди всегда поступают по такому обычаю, так как мангала-шлок ведет лишь к успеху в деле. Поэтому неизменно всякий труд мудрые люди начинают с мангала-шлока».

Джайатиртха дает ответ: «Вне всякого сомнения, Ачарья произнес мангалам перед началом сего труда. Просто форма его произнесения бывает разной. Ачарья мог мысленно совершить мангалам. Мы полагаем, что Ачарья поступил так, ибо знаем о нем как о выдающемся знатоке Ведийского делания. Поэтому мангалам в начале труда является преданная хвала, которую вознес Ачарья в адрес Вишну. Что еще может являться мангалам, помимо этой хвалы в честь Вишну? Хотя мангалам произносится с различными намерениями, такое произнесение с бхакти по своей природе приводит ко всякому благу.

Таттва или категория – это то, что не является наложением (анаропитам). Это значит, таттва – это то, что является объектом достоверного знания. В этом определении таттвы нет места для возражений, которые рождаются от определения таттвы как «таковости».

Пример, когда человек по ошибке принимает веревку за змею, то такая «змея» не является таттвой, но является наложением, ибо при более тщательном рассмотрении объекта, мнимая змея исчезает. Определение таттвы как «не наложенного» позволяет избежать всех возражений, которые возникают относительно определения таттвы как «таковости», «тойности». Такое определение таттвы принято среди майавадинов.

Возражение: «Почему же серебро, которое в иллюзии мы видим, вместо ракушки не является таттвой? Ведь нельзя сказать, что предмет или его «серебрянность» не являются объектами достоверного знания. Тоже самое можно сказать и относительно связи между ними. Если мы скажем, что у ракушки и «серебрянности» нет связи, можно ответить «может быть и нет». Если Дэвадатты нет в доме, это же не значит, что он не может быть объектом достоверного знания».

Ответ: «Такое возражение может возникнуть у тех, кто считает, что «наложенное» серебро существует где-нибудь ещё. Во взгляде на «наложенное» серебро как на абсолютно нереальное нет такого недостатка, который позволяет считать мнимое серебро объектом достоверного знания. Несовершенный орган чувств - глаз, при контакте с ракушкой производит образ серебра, которого не существует».

Труд Ачарьи Мадхвы - Таттвасанкхйана

Фундамент вайшнавского образования - Таттвасанкхйана

1. Существует Самовластная категория (Сватантра) и подвластная категория (паратантра, асватантра), которая делится на два вида.

Комментарий: Сватантрой является объект, который по своей природе (сварупе), по своему знанию и по своей деятельности не зависит ни от чего.

Асватантра – это определение обратное определению сватантра.

Слово сватантра следует понимать в абсолютном смысле. Деятельность и воля сватантры ничем не ограничивается. Первое желание всякого сознательного существа состоит в желании счастья и свободы от страданий.

Самовластное Существо следует считать как совершенно свободное от страданий и обладающее полнотой счастья. Самовластное существо обладает неограниченными возможностями.

Такое возможно, если все находится под властью Сватантры. Совершенно очевидно, что не может одновременно существовать двух Самовластных Существ.

Если кто-либо скажет, что таттв не существует вовсе, то такое утверждение будет противоречить восприятию. Никто не может сказать «это иллюзия» без доказательства противоположного.

В случае с веревкой, которую ложно восприняли как змею, веревка является сущностью. Конечный опыт таков: «это веревка, а не змея». Это конечный опыт, и он не устраняется (веревка не становится цепью, например).

Еще пример приведем, с дальнего расстояния человек видит некий высокий объект и принимает его за человека. Подойдя ближе, ему кажется, что это некое дерево. Подойдя вплотную, он видит, что это необычно торчащая скала, а не дерево и не человек. Когда иллюзия исчезает, должно остаться нечто, что было базисом для этой иллюзии, и на основе чего человек может видеть, что это именно скала, а не дерево или человек.

Без такого конечного уяснения не может быть ни иллюзии, ни устранения этой иллюзии. Сама концепция иллюзии предполагает существовании таттвы. Даже если человек верит в иллюзию (майавадин), ему необходимо принять существование таттвы, на основе которой эта иллюзия возникла. Противоречие оформляется в ряд высказываний – первое высказывание: «Это - серебро» в состоянии иллюзии. После устранения иллюзии: «Это - не серебро», «это ракушка». Более того в самом высказывании: «Не существует таттвы вовсе», есть противоречие, ибо само это выражение само по себе является таттвой, что противоречит утверждению «не существует таттвы вовсе».

Если говорить, что таттва - только одна, это противоречит актуальной множественности опыта «это – горшок», «это - дерево». Такой опыт нельзя отвергнуть без противоположного опыта (нет горшка, нет дерева).

С другой стороны невозможно утверждать, что все существующие категории самовластны, ибо мы имеем очевидный опыт зависимости одних таттв.

Самовластие предполагает вечное счастье и независимость для всех.

Невозможно сказать и то, что все таттвы зависимы, ибо это противоречит слову священных текстов. Из священных текстов мы знаем, что есть Самовластное Существо – Бхагаван Вишну (Гита 10:8).

Можно разделить все категории на сущие и несущие, вечные и невечные, одушевленные и неодушевленные. Но такое разделение не будет подходящим, поэтому остается разделение на сватантра (самовластная) и асватантра.

Подразумевается, что все асватантра-сущности находятся в зависимости от Сватантра-Сущности. Перечислять все асватантра-сущности нет смысла, ибо это подобно попытке пересчитать все песчинки у берегов Ганги. Так как только одно Существо подходит под определение «Сватантра» - его помещают на первое место.

2. Сватантра таттва – это Бхагаван Вишну.

Комментарий: Выражение «все остальное – асватантра» показывает, что существует множество асватантра-сущностей. Первая часть высказывания «Сватантра таттва – Бхагаван Вишну» показывает, что только одна Сущность попадает под категорию «Сватантра».

Здесь использовано слово «Бхагаван». Оно обозначает обладателя шестью всеохватными достоинствами – силой, богатством и проч., среди них такое свойство, как полное самовластие. Вишну-Пурана говорит (6:5:74-76), что только Вишну является Бхагаваном. Второй стих произнесен, дабы опровергнуть утверждения санхьяиков, которые признают существование двух самовластных категорий – Ишвары и Прадханы.

3. Асватантра бывает двух видов — обладающая бытием и обладающее небытием.

Комментарий: Так как восприятие абхава-таттвы зависит полностью от восприятия бхава-таттвы, сущее ставится в третьем стихе на первое место. Эти две категории связаны с процессами признания и отрицания чего-либо. В первую очередь познаем то, что «есть» и только потом осознаем отдельные аспекты познаваемой сущности. Например, мы говорим «вот есть горшок, он серого цвета» или «здесь нет горшка» или иными словами «здесь есть небытие горшка».

Теперь можно задать вопрос:

— Самовластная таттва бхава или абхава или не бхава и не абхава.? Можно ведь сказать, что ни первое и не второе, ибо она относится совсем другому разделу. Третий вариант противоречив, ибо подразумевается, что если предмет есть - бхава, автоматически предполагается, что он не абхава – третьего не дано.

Ответ: «Неверно. Категория Самовластная таттва относится и к категории бхава. Мы говорим, «Брахман есть», «Он есть..» - все это предполагает бытие, бхаву. Само определение «бхава» значит «нечто впервые постигаемое с помощью утверждения».

Далее, высказывание «асватантра-таттвы бывают двух видов – абхава и бхава» значит, что не существует какой-либо третьей разновидности несамовластных категорий.

Можно сделать такое предположение: «Давайте поместим Сватантра-таттву в раздел «бхава». Но это будет неверно, ибо тогда уникальная категория Сватантра-таттва, теряет свою уникальность.

Категории «бхава» бывает двух видов – вечные и невечные.

Вечные категории тоже двух видов – одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные двух видов – самовластное и несамовластные. Такая классификация неверна, ибо Сватантра-таттва теряет свою уникальность и невозможно доказать согласно этой классификации, что все, что не есть Бхагаван – асватантра.

Возражение: «Согласно этой классификации невозможно увидеть, что Сватантра-таттва есть бхава. Поэтому оба вида классификаций негодны».

Ответ: «Это не так. Одна классификация оказывает содействие к мокшу, ибо показывает власть и величие Бхагавана, а другая классификация скрывает превосходство Бхагавана. Поэтому давайте держаться классификации категорий, которую предлагает Ачарья».

Возражение: «Давайте тогда разделим все категории на одушевленные и неодушевленные».

Ответ: «После разделения всех таттв на одушевленные и неодушевленные, как следует вести разделение дальше? На бхава и абхава? Такая классификация не внесет никакой ясности. Если скажут нам, что в классификации Ачарьи не указана неодушевленность небытия, мы ответим, что в классификации, которую предлагаете вы не указано бытие – бхава одушевленных категорий».

Вопрос: «В чем преимущество принятия классификации Ачарьи?»

Ответ: разделение таттв на одушевленные и неодушевленные затрудняет дальнейшее разделение на бхава и абхава, которое, несомненно, более важное».

Некоторые говорят, что небытие не существует. Но это не так, ибо никто не может опровергнуть реальный опыт небытия (например, высказывание «нет горшка на земле»).

4. Не имеющая бытия категория разбивается на три вида — праг-абхава (несуществующие в прошлом), прадхвамса-абхава (лишенные существования в будущем), сад-абхава (вечно несуществующие).

Комментарий: Прагабхава – существует только до появления объекта, после появления объекта, прагабхава исчезает.

Прагдхвамсабхава – существует после того, как объект прекращает существовать.

Садабхава – всегда существует.

Вопрос: «Если так, то разрушение изначального небытия (прагабхавы) и изначальное небытие разрушения могли бы быть результатом двух продолжающихся событий?»

Ответ: «Это не так, ибо это позволяет утверждать, что объект – это тоже, что и разрушение его абхавы и разрушение разрушения изначального небытия. В этом случае разрушение горшка можно было назвать исчезновением исчезновения изначального небытия, тогда изначальное небытие возникает вновь. Нет, мы ответим. Ибо разрушение горшка противостоит также и его изначальному небытию. Небытие, которое не ограничено временными рамками называется вечным небытием – садабхава».

Некоторые говорят, почему избегая общего для всех термина, «абсолютное небытие», какой смысл в использовании термина вечное небытие? Ответ таков, определение термина может быть в самом названии термина.

Абсолютное бытие объекта, например, горшка, подразумевает небытие связи между этим горшком и этой землей. Для этого и принят термин «абсолютное небытие», а не «вечное небытие».

Скажут, давайте примем разделение небытия, на четыре вида. Мы ответим – нет, все виды небытия помещаются в указанные три вида небытия.

Некоторые говорят, что есть два вида небытия – связанное и взаимное небытие. Некоторые говорят, что есть четыре вида небытия – изначальное, последующее, вечное и взаимное. Мы скажем, что взаимное небытие – это всего лишь различие, бхеда, поэтому является сущностью, которая постигается всегда. Связанное небытие тоже нельзя признать, так как мы может наблюдать отсутствие связи между причиной и эффектом. Поэтому разделение небытия на две или четыре разновидности, неприемлемо.

5. Имеющие бытие делятся на два вида — четана (наделенные сознанием) и ачетана (лишенные сознания).

Комментарий: «Четайати» значит «знать, поэтому говорим «четана». Быть четаной, значит быть способным к познанию. То, что не обладает такой способностью – ачетана. Все неодушевленное существует ради одушевленного. Следует отметить, что Вишну – это четана, а абхава – ачетана. Поэтому четана ставится на первое место.

Есть высказывания Вед, вроде таких «земля сказала», «небо взглянуло». Такие высказывания наводят на мысль, что все в мире есть четана. Такой взгляд опровергается абхимани адхикараном из Брахма-сутры. Абхимани – это правящее божество стихии. Разделение на четана и ачетана таттвы более важно и существенно, поэтому такое разделение идет перед разделением на вечные таттвы и прочие.

6. Четана бывает двух видов — подверженные скорби и страданиям (духкха-сприштха) и не подверженные скорби и страданиям (духкха-асприштха).

Комментарий: Первые – это разумные существа, четаны, которые причастны страданиям в какой-либо время. Асприштха – это непричастные к страданиям во все времена.

Кто-то может сказать, что страдание – это иллюзия, поэтому не существует существ, причастных страданиям. Другие говорят, что все разумные существа, кроме Господа, причастны страданиям. Дабы опровергнуть это, в стихе используется частица «эва». Первое утверждение неприемлемо, ибо противоречит опыту, а второе противоречит священным текстам.

7. Только Рамā (Лакшми) не подвержена скорби и страданиям, все остальные – духкха-сприштха (подверженные скорби и страданиям).

Комментарий: Необходимо различать Рāма — это одно из имен Бхагавана, а Рамā — это одно из имен Лакшми. Некоторые считают, что следует разделять всех четанов на связанных самсарой и несвязанных самсарой, ибо такие души как Ананта и Гаруда – непричастны страданиям, хотя и не освобождены. Но священные тексты говорят обратное, посему мы утверждаем верность классификации, данной Ачарьей.

8. Подверженные скорби бывают двух видов - вимукты (освобожденные из юдоли скорби и страданий — материального мира) и духкхасамстха (подверженные скорби в данный момент в самсаре).

Комментарий: Вимукты превосходят величием духкхасамстха, поэтому вимукты помещены на первое место.

9. Духкхасамстха (подверженные скорби в данный момент в самсаре) делятся на два класса — муктйайогйа (непригодные к Мукти — к Освобождению) и муктиогйа (пригодные к Мукти).

Вопрос: «йогйины превосходят величием айогйинов, поэтому первых стоило бы поместить вначале».

Ответ: «Правда. Так как разделение на айогйинов и йогнйинов существует только среди духкхасамстха, порядок перечисления можно изменить ради удобства изложения».

10. Дэваты, мудрецы, питри, цари, лучшие из людей – это пять видов существ, получившие Мукти (вимукты).

Комментарий: Здесь опровергается доктрина, которая не признает градацию джив (таратамью). В других работах можно встретить в разряде йогйинов гандхарвов, что не является противоречием.

11. Пригодные к освобождению (муктийогйи) тоже пяти видов — дэваты, мудрецы, питри, цари и лучшие среди людей.

12. Непригодные к освобождению (муктйайогйи) делятся на два класса — пригодные идти в андхатамас (тамогаа — вечный ад за пределами вселенной) и обреченные вечно пребывать в самсаре (нитйасамсари).

13. Воистину в Писаниях провозглашается, что непригодные к освобождению делятся на четыре класса — даитйи (демоны), ракшасы (людоеды), пишачи (трупоеды), ничи (худшие из людей).

14. Все они (четыре класса) делятся на две разновидности — достигшие вечной Тьмы (прапта-андхатамасах — вечный ад) и еще пребывающие в самсаре (срьтисамстхах).

15. Ачетана (лишенное сознания, нечуть) бывает трех видов — вечные, невечные-вечные, невечные.

Комментарий: Тот, кто верит в моментальность всего сущего (буддисты) не признают вечные – нитья-таттвы. Другие, которые считают, что причины содержат в себе действия – эти не признают невечные таттвы. Третьи считают противоречием существование нитья-анитья-таттв. Чтобы опровергнуть все эти суждения, которые не основаны на свидетельстве священных текстов, этот стих приводится. Правильный порядок таков – вечные, вечно-невечные, невечные. Но он игнорируется ради краткости изложения.

16. Веды – вечные, а также варны и авйакрьта Акаша.

Комментарий: Веды нитья, ибо священные тексты о них говорят как о бесконечных и вечных. К нитья-таттвам относится и авьякрита-акаша с 56 варнами (звуками).

17. Пураны с некоторыми другими текстами, Кала (время) и Пракрьти (материя) – это те три вида вечных-невечных категорий.

Вопрос: «Почему эти три просто названы, но не разъяснены?»

Ответ: Это не недостаток. Нитья-анитья - это таттвы, которые обладают следующими свойствами:

  • Они появляются, но не подвергаются разрушению;
  • Они могут подвергнуться разрушению в одной части, но не подвержены разрушению в другой части;

3. Природа таких таттв остается вечной, но меняется состояние таких таттв.

Пураны – нитья-анитья, так как в каждое творение они составляются заново, но их смысл остается неизменным.

Кала (время) – нитья-анитья, ибо каждое мгновение - это порождение Пуруши.

Пракрити (материя) – тоже нитья-анитья, ибо бывает как проявленном состоянии, так и в непроявленном.

18. Следует знать, что невечные категории делятся на полностью сотворенные (самсришта) и частично сотворенные (асамсришта).

Комментарий: Асамсриштам именуются так, ибо их тонкие формы – вечны.

19. Махат, аханкара (ложное эго), манас (ум), буддхи (разум), пять чувств и пять органов чувств, пять грубых элементов и пять тонких элементов – асамсриштам.

20. Брахманда (космическое яйцо - вселенная) и всё что в нём, описанное в Писаниях – самсрьшта (полностью сотворенные).

21. Все подвластные категории (таттвы): творение, хранение, разрушение, управление, невежество, знание, пленение самсарой и освобождение от неё, счастье, печаль, кромешная тьма и свет, малые и огромные сущности берут начало только от Вишну.

Комментарий: Восьмисоставный промысел – это творение, хранение, разрушение, побуждение к действию, просвещение знанием и омрачение авидьей, пленение самсарой и освобождение от её плена.

Под ростом мы пониманием всё множество таттв, которые находятся под властью Вишну. Под уменьшением мы понимаем полный восьмисоставный контроль Вишну, над всеми таттвами

Заканчивается комментарий на Таттвасанкхьяну молитвой Джайатиртхи Господу: «Да будет доволен мною Повелитель Лакшми, от которого обретают начало и силу Творение, Брахмā и Ананта».

Так заканчивается Таттвасанкхйана. ОМ.

Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.

Чтобы ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ, Вы можете кликать на любые рекламные банеры на канале. Для ВАС ЭТО БЕСПЛАТНО так как Яндекс снимает средства с рекламодателя и определенным процентом делится с автором канала. Также Вы можете пожертвовать в дар любую сумму, посильную для Вас, через прикреплённую форму ниже. Благодарю за поддержку! Всех Вам благ!

Читайте также:

Веды о Боге.

Важные аспекты Знания о Боге

Вишну-Пурана - медитация на Вишну

Какие мантры читать и сколько?

Кришна или Вишну? Кто Источник, а кто Аватар?

Шримад Бхагаватам с вайшнавским смыслом