263,2K подписчиков

Полковник ГРУ Лев Маневич. Он похоронен в чужой стране под чужим именем и забыт своей страной

119K прочитали

20 февраля 1965 года. Эта дата стала началом пятой, последней жизни самого загадочного разведчика-нелегала, причем через 20 лет после его смерти. Именно тогда забытому всеми полковнику ГРУ Льву Ефимовичу Маневичу вернули его настоящее имя и воздали должные почести.

Разведчик получил задание доставать чертежи новых видов вооружения, которые поступают в ВМС Италии. Оказывается, в 30-х годах прошлого века там были одни из лучших инженеров и конструкторов. Итальянцы производили самые совершенные для того времени самолеты, которых к 1931 году у них было уже 800 — больше, чем в любой европейской стране. А подводные лодки типа H и F считались одними из лучших в мире.

Итальянцы активно создавали новые виды вооружений, а советская промышленность только набирала обороты и остро нуждалась в военных новинках. В первую очередь это касалось авиации.

Накануне первых пятилеток Сталин чётко поставил задачу перед военной разведкой: «Берите секреты с Запада, не стесняйтесь! Времени на раскачку нет. Если за 10 лет не успеем возродить промышленность, нас сомнут».

Одним из тех, кто добывал военные технологии, и был Лев Маневич.

Автор: Неизвестен - warheroes.ru, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=32657029
Автор: Неизвестен - warheroes.ru, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=32657029

Осенью 1931 в Милан приехал молодой бизнесмен Конрад Кертнер. Совсем скоро он становится душой всех элитных городских салонов, а его патентное бюро «Эврика» переманивает клиентуру. Дамы с предыханием рассказывают о летчике-испытателе, а маститые инженеры и конструкторы с уважением восхищаются дотошностью молодого человека в знании всех мельчайших технических и юридических нюансов.

Все это действительно совмещалось в одном обыкновенном советском разведчике. Точнее, необыкновенном и гениальном. По словам историков разведки, Кертнер сочетал в себе огромное количество знаний и навыков. Он был и военным, и разведчиком, и военно-техническим разведчиком, и юристом, и летчиком, и гонщиком.

Но как бедный парень из белорусской глубинки сумел обмануть искушенный миланский бомонд? Откуда у него все эти знания и способности?

Жизнь первая. Борец зав идею всеобщего равенства

Владимира Маневича, старшего брата Льва Маневича, выследила царская охранка и арестовала за большевистскую агитацию. По пути на каторгу он сбежал и скрылся в Швейцарии, куда чуть позже и переехал маленький Лева с матерью.

В Швейцарии Лев окончил среднюю школу, учился на инженера. В раннем возрасте он уже в совершенстве владел тремя языками: французским, немецким и итальянским.

В Швейцарии Лев знакомится с большевиками, и вместе с братом решают посвятить себя борьбе за светлое будущее человечества. Поэтому после революции братья вернулись в Россию и даже вступили добровольцами в ряды Красной армии.

Очень скоро становится понятно, что защищать молодую страну от внешних врагов нечем. Техника, доставшаяся от царского режима, безнадежно устарела, к тому же пострадала в Гражданской войне. Вооружение, с которым можно было противостоять противнику, существовало лишь на бумаге, в документах генерального штаба.

В особенно жалком состоянии находилась отечественная авиация: частые аварии и гибель людей уже никого не удивляли.

По заданию партии и лично Сталина военная разведка начала поиск людей, которых можно было бы послать за границу для добычи военных секретов. Нужны были не просто разведчики, а люди со специальным образованием и знанием нескольких языков.

И такой человек нашелся. Льва Маневича направляют на учебу в Высшую школу РККА, а затем определили слушателем военной академии, где он изучил и английский язык.

Автор: https://jewishnews.com.ua/society/podvig-razvedchika-manevicha
Автор: https://jewishnews.com.ua/society/podvig-razvedchika-manevicha

Сразу же после выпуска, 22 августа 1924 года, Маневичу присвоили оперативный псевдоним «Этьен», и направили в распоряжение Разведупра для выполнения особых поручений.

Жизнь вторая. Агент «Этьен»

Льва направляют в Германию, но это была подготовка к основной работе в Италии. Он окончил летные курсы, прекрасно пилотировал самолёты. Именно летные навыки помогли Маневичу стать своим среди авиационных кругов Запада и быстро обрасти связями.
Главная его задача — создание нелегальной резидентуры в авиационной промышленности Италии. Но отправить советского резидента напрямую в профашистски настроенную Италию было рискованно.

Путь Маневича в Италию лежал через нейтральную Швейцарию, затем он переезжает в Вену, где была очень слабая контрразведка, и там было проще появиться под другой фамилией.

Жизнь третья. Австрийский бизнесмен Конрад Кертнер

В Вене гражданин Австрии Конрад Кертнер, а в действительности агент «Этьен» открыл патентное бюро «Эврика». У бюро было два основных направления работы: оформление патентов на изобретение и выдача лицензий на чужие изобретения. По сути, это был самый прямой путь к последним техническим новинкам.

Образованный и обаятельный молодой бизнесмен быстро обрастал клиентами, и вскоре оказался в курсе всех последних новинок не только самолетостроения, но и другой военной техники.

Но на семью Маневичей обратили внимание австрийские спецслужбы. И все из-за дочери, которая воспитывалась в Советском Союзе и, пойдя с соседкой на службу в лютеранский храм, проявила абсолютное незнание того, кем был Иисус Христос. Жену с дочерью пришлось по дипломатическим каналам переправить в Союз.

Автор: https://s30101856711.mirtesen.ru/blog/43688937048/Zemlya,-do-vostrebovaniya.-Manevich-Lev-Efimovich
Автор: https://s30101856711.mirtesen.ru/blog/43688937048/Zemlya,-do-vostrebovaniya.-Manevich-Lev-Efimovich

Работа патентного бюро шла успешно: в Центр от агента Этьена поступала информация о последних технических новшествах. Маневич налаживал связи с конструкторами самолетов, авиадвигателей и другого авиационного оборудования, лично принимал участие в воздушных гонках.

Самой большой удачей Маневича было заключение контракта с германской фирмой «Нептун», которая выпускала аккумулятора для подводных лодок.

Успех договора был двойным: Маневич не только получал доступ ко всей технической информации о новых аккумуляторах, но еще и становился официальным представителем фирмы «Нептун» в Италии. А это уже позволяло появляться в фашистской Италии совсем в ином качестве.

Маневич вместе с итальянским инженером открывают в Милане своего рода филиал патентного бюро «Эврика». Уже через несколько месяцев клиентами бюро стали более 30 представителей различных авиационных заводов и корпораций. А вокруг Маневича сформировалась подпольная группа из девяти надежных информаторов, которые были связаны с авиационным производством. Через них он получал документацию о производстве самолетов и результатах летных испытаний.

По словам историков, Маневич отправил в Москву около 190 документов, из которых 170 были одобрены и высоко оценены руководством. Параллельно с добычей разведывательной информации, Этьен помогал Советскому правительству легально закупать новое оборудование в обход так называемых санкций и по более низким ценам.

Несмотря на то что дела у фирмы шли хорошо, Маневич чувствовал интерес итальянской контрразведки к себе, поскольку патентное бюро — это всегда шпионаж. В итоге арестовали самого ценного информатора Этьена — Паскуале Эспозито. Его поймали на выносе с завода чертежей, которые составляли государственную тайну.

Автор: https://news.myseldon.com/ru/news/index/194989597
Автор: https://news.myseldon.com/ru/news/index/194989597

На допросе Эспозито выдал Маневича, которого вскоре арестовали. На допросах он пояснил, что хотел создать свой собственный самолет, поэтому и понадобились чертежи. Никто и подумать не мог, что перед ними советский разведчик.

Маневича осудили на 15 лет и поместили в специальную тюрьму, где сидели не простые заключенные, а дипломированные инженеры. Так что даже в тюрьме, общаясь с другими заключенными, Этьен продолжал получать информацию и о новом порохе, и о светящихся бомбах, которые применяли итальянцы в Эфиопии. Информация уходила через адвокатов резиденту, который заменил Маневича.

Ян Берзин, московский начальник Маневича, убеждал руководство выделить деньги для спасения разведчика. Речь шла о подкупе надзирателей. Но в 1937 году Берзин сам был арестован и расстрелян, после чего финансирование из Центра прекратилось.

Автор: https://infourok.ru/voprosi-k-igreviktorine-istoriya-rossiyskih-specsluzhb-proshloe-i-nastoyaschee-3479126.html
Автор: https://infourok.ru/voprosi-k-igreviktorine-istoriya-rossiyskih-specsluzhb-proshloe-i-nastoyaschee-3479126.html

Весной 1941 году заболевшего туберкулезом Маневича перевели на юг Италии в каторжную тюрьму на маленьком островке Санто-Стефано. Оттуда даже за деньги нельзя было сбежать.

3 сентября 1943 года американский десант захватывает остров и освобождает всех заключенных тюрьмы. Маневич вместе с еще несколькими освобожденными на рыбацкой лодке добираются до городка Галли, которые на следующий день захватывают фашисты, и Маневича снова арестовывают и отправляют поездом в Австрию, как гражданина этой страны.

Это был бы полный провал, но в пути умирает один из заключенных, и Маневич воспользовался его одеждой и сопроводительными документами.

Жизнь четвертая. Советский военнопленный Старостин

Уже тяжелобольной и измученный годами тюремного заключения Маневич не сдавался и в фашистском концлагере. Он быстро сошелся с людьми, которые занимались подпольной работой среди заключенных, и стал одним из членов сопротивления.

1 мая 1945 года лагерь Эбинзее освободили американские войска. Заключенных поселили в спортотеле городка Штайнкогель. Там, в гостиничном номере, Маневич рассказал всю правду о себе Гранту Айрапетову, своему лагерному товарищу. Лев Ефимович чувствовал, что скоро умрет и хотел, чтобы семья и коллеги узнали всю правду.

14 мая 1945 года Лев Ефимович Маневич ушел из жизни.

Законы, по которым живут нелегалы, жестоки: если тебя не раскрыли, твое имя так и останется тайной. Похоронили Маневича там же, близ городка Штайнкогель и поставили памятник с надписью: «Здесь покоится советский полковник Яков Никитич Старостин».

Очень долго близкие Льва Ефимовича ничего не знали о его судьбе, поскольку те данные, что передавал разведчик, легли в основу секретных разработок, и всю правду можно было рассказать только спустя годы. И лишь 20 февраля 1965 году в газете «Правда» появился Указ о награждении Льва Ефимовича Маневича звездой Героя Советского Союза (посмертно).

Автор: https://www.sgvavia.ru/forum/788-1312-1
Автор: https://www.sgvavia.ru/forum/788-1312-1
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.