3716 subscribers

Если нет любви, то принуждение к добру может породить зло

154 full reads

Сейчас в связи с трагедией в Серпуховской православной гимназии имени прп. Варлаама Серпуховского очень часто можно услышать мнение примерно такого содержания: «Ну, а разве Господь плохо учил Иуду?» или «Если уж в школе Самого Спасителя оказался тот, кто нашел в ней свою страшную погибель, то что мы хотим от обычных людей в мире, где нарастает апостаси́я?»

Если нет любви, то принуждение к добру может породить зло

Если исходить из того, что Христос учил Иуду и «не справился», педагогам вообще незачем стараться: что ни делай – один «Иуда» среди твоих учеников обязательно найдется. Это во-первых. Во-вторых, из этих слов получается, что любое антихристианское деяние в сфере образования («Христос же Иуду учил?») мы теперь должны оправдывать тем, что Иуда предал Христа, а раз так, то и совсем не удивительно то, что подростковый терроризм направлен против самой незащищенной и уязвимой социальной группы – против наших детей. Мне кажется, что такие слова страшны по своей сути. Почему, когда сверстники массово старались убить как можно больше детей в школах Перми, Керчи, Казани и еще раз в ВУЗе Перми – после этих и множества других террористических актов, – люди, которые сейчас вспоминают про Христа и Иуду, не вспоминали о том, хорошо ли Христос учил Иуду?

Случай в Серпухове, как и некоторые другие, возможно, связан в том числе и с психическими отклонениями у молодого человека, который совершил это преступление. А Иуда не был психически больным – им владела страсть сребролюбия. И как преступление, совершенное Каином, явилось вневременным образом всякого злодеяния против ближнего во всем человеческом роде, так и поступок Иуды стал символом всякого отречения от Господа и предательства ради корысти.

Как можно сравнивать предательство Христа Иудой с тем, что произошло в православной гимназии Серпухова, – мне лично не понятно. В этой трагедии, а равно и в других школьных трагедиях первопричиной, возможно, является отсутствие адекватного психиатрического обследования и помощи больным детям с последующей коррекцией и лечением при необходимости, а также много других проблем, о которых уже упоминалось. Но есть и другая точка зрения, о которой я писал ранее: «если нет любви, то принуждение к добру может породить зло».

Вот комментарий одного очень хорошего священника, который обсуждает со своими коллегами происшествие в Серпухове: «Вчера были разговоры с некоторыми знакомыми педагогами по поводу трагедии в Серпухове. Они в шоке и унынии. К моему удивлению, они согласны со мной, что такая трагедия может произойти в любой православной школе <…>, но мы с ними разошлись в главном: в объяснении причин.

Педагоги очень хотят, чтобы этот страшный инцидент был объяснен психической болезнью юноши, неблагополучной обстановкой в его семье и, конечно же, дьявольскими кознями, которые обрушиваются на детей через интернет, особенно, YouTubeи TikTok. Иначе рухнет привычный мир.

Невозможно признать без повреждений собственной картины мира, что от принуждения к добру может родиться такое зло. Ведь в современной картине православного мира церковная молитва, пост и послушание – это и есть абсолютное добро. И принуждение детей к такому добру полностью оправдано в сознании нынешних православных, а ранее советских педагогов. Но то, что сам факт принуждения может породить зло в душе ребенка/подростка/человека – этого в советских учебниках по педагогике не было».

Иеромонах Венедикт (Мочалов)

Также по этой теме:

· Взрыв в Серпуховской православной гимназии. Истоки и причины

P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен «зАписки странника» и «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.