3707 subscribers

Венчание Собчак и Богомолова с точки зрения канонов Церкви

2,3k full reads

Почему все говорят только про отношение Собчак с Богомоловым к Церкви: богохульство. И никто не обращает внимание и уж тем более не задает два вопроса о правомерности венчания этой пары:

– знал ли венчавший пару священник, что венчанная им пара менее года назад состояла в других законных браках, в которых рождены дети (Богомолов с Мороз – 10 лет, Собчак с Виторганом – 6 лет);

– почему Церковь венчает в сентябре пару, если у Богомолова развод состоялся менее года назад, а у Собчак вообще не больше трех месяцев – в июне? Разве можно через три месяца после развода уже венчать заново?

Венчание Собчак и Богомолова с точки зрения канонов Церкви

Священник, совершавший Таинство венчания, знал ли о том, что Богомолов был в дружеских отношениях с мужем Собчак и вступил с ней в связь, когда та еще состояла в браке, то есть Собчак по факту изменила своему супругу, совершив грех прелюбодеяния с его товарищем? Ведь об этом Собчак открыто рассказала в интервью изданию «Татлер», красиво описав, что она долго сопротивлялась чувству, но оно оказалось сильнее клятв верности, и они с Богомоловым считают, что это «настоящая любовь на них обрушилась, и теперь это навсегда»! Получается, что такое поведение Церковь считает возможным благословить?

Почему священник не пояснил «молодоженам» тяжесть греха, почему не настоял на том, чтобы прошло какое-то время – ну хотя бы год. Ведь именно так поступил бы всякий священник во всяком подобном случае. Почему не дал духовных наставлений: примириться с бывшим мужем и женой, уделить время покаянию, а может быть, вообще вернуться в свои семьи ради малолетних детей? Ведь иным, не «статусным» прихожанам он бы определённо посоветовал сперва не реже раза в месяц ходить в храм, регулярно исповедоваться и причащаться, хранить целомудрие, чтобы через год вступить в новую жизнь подготовленным и очищенным? Это же как будто обычная практика?

Иногда священник дает срок около года ради того, чтобы жених и невеста могли проверить свои чувства, лучше познать волю Божию о себе, сильнее укрепиться в решимости создать христианскую семью. Причем речь идет о парах, которые не были еще в браке и не имеют детей. А тут такая история, ещё и подробно изложенная во всех скандальных публикациях в сети интернет. Да и не только ради них самих. Какой пример подобное венчание подаст воцерковленным и нецерковным людям?

Но что мы видели и слышали? В своем громком интервью, опубликованном почти за день до венчания, Собчак не только рассказывает, как ей пришлось бросить мужа, но и объясняет нам глубину своего понимания сути Таинства: «Это красивая традиция, да и когда я еще в короне в церковь зайду? А это обряд, который будет вспоминаться потом долго». Думаю, что ради того, чтобы не профанировать и не оскорблять Таинство брака, можно было бы разрешить Ксении ходить в храм в специально изготовленной короне вместо обычного платка.

Но вышло, что вышло, и «молодых» в итоге повенчали. Может, священник не знал этих подробностей, проведя последние 20 лет в глубокой молитве и созерцании, ни разу не заглянув в телевизор и сеть интернет? Пусть так, но ведь из-за его незнания или нерадения теперь люди уверятся, что находясь в браке, воспитывая детей, но встретив «эту самую любовь, которой невозможно противиться», допустимо разводиться и через пару-тройку месяцев не только расписаться в ЗАГСе, но и рассчитывать на благословение Церкви. Фактически, вольно или невольно, священник подорвал авторитет всех своих собратьев, и кто поверит их словам о высоте брака и каких-то канонов?

Кстати, о канонах.

Правила святителя Василия Великого относительно брака весьма строги. Да, применение их должно происходить с рассуждением, с учетом общего падения нравов и слабостей человеческих, однако никто не дерзнет сказать, что они вовсе «неактуальны».

Правило 9.

Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна (Матф. 5:32), по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений. Апостол глаголет: яко прилепляяйся сквернодеице, едино тело есть (1Кор. 6:16). И Иеремия: аще будет жена мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернившися осквернится (Иерем. 3:1). И паки: держай прелюбодеицу, безумен и нечестив (Притч. 18:23) ...жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодеица, аще прешла к другому мужу; а муж оставленный, достоин снисхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Аще же муж, отступив от жены, поимет иную: то и сам он есть прелюбодей, понеже твори ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодеица; а поелику отвлекла к себе чужаго мужа.

То же и здесь.

Правило 48.

Оставленная мужем, по моему мнению, должна пребыти безбрачною. Ибо когда Господь рек, яко аще кто отпустит жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати (Матф. 5:32): то назвав ее прелюбодеицею, тем самым вопретил ей сожитие с иным. Ибо как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник прелюбодейства, а жена неповинна, быв от Господа наречена прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?

Итак, по рассуждению великого отца Церкви, чьи правила освящены авторитетом нескольких Соборов, в том числе двух Вселенских, женщина, повинная в прелюбодеянии и тем самым в разрушении брака, вообще не должна более выходить замуж. Стало быть, при всем возможном снисхождении никаких «экспресс-венчаний» быть не может.

Наконец, Правило 26 показывает, какое отношение в Церкви должно быть к блуду до брака и паче – к прелюбодеянию, которое, как мы видели выше, имело место, по словам самой рабы Божией Ксении:

Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет.

Иеромонах Венедикт (Мочалов)

P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блог в Яндекс Дзен, оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.

Также статьи по этой теме:

• Ибо не ведают, что творят

Время начаться Суду с Дома Божьего...

• Пастырь добрый?

• Встреча в Городце: два слова о тех, кого мы теряем

• Постмодернизм и религия нового времени

• О мнимой радости и бездарной свободе