Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

248k full reads

Не найдя ночлега за вменяемые деньги в Малокурильском, мы отправились Крабозаводское, второе шикотанское село (900 жителей), при японцах называвшееся Аннама. Автобусы туда под вечер все уже ушли, но к моему удивлению, на Курилах и такси может стоить не 3000, а всего-то жалкие 300 рублей - два посёлка в 8 километрах друг от друга связывает в меру приличная грунтовка.

Крабозаводское встречает руинами - они здесь не от общей бесхозяйственности, а от Шикотанского землетрясения, ударившего Южные Курилы в 23 минуты по полуночи 4 октября 1994 года. Погибло тогда 11 человек, но будь Курилы населены чуть плотнее и застроены чем-то капитальнее бревенчатых бараков, жертв могли бы быть тысячи - сила колебаний на Шикотане достигала 10 баллов (из 12), земля оглушительно гудела, в ночном небе появилось свечение, а волны цунами, входя в иные бухты, достигали там высоты 10 метров. Но с цунами иметь дело советскую власть научила Северо-Курильская катастрофа 1952 года, и на линиях их удара жило немного людей, а кто жил - те уже знали, что при первых толчках надо бежать к вершинам сопок. Землетрясение оставило свои руины на Кунашире и Итурупе, а шикотанские посёлки ещё 10 лет назад состояли почти что из одних руин. И кто считает, что здесь сейчас разруха - тому стоит взглянуть на фотографии этих мест хотя бы десятилетней давности. Аляска и Хоккайдо расцвели не в одночасье, а на Курилах вполне заметен прогресс.

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

Но для нашего таксиста ориентиром была даже не Япония, отдать острова которой мне так навязчиво советуют читатели из Украины и Прибалтики, а СССР. Тогда Малокурильское было крупнее вдвое (3800 жителей), Крабозаводское - втрое (2700 жителей), и действовали на острове 7 рыбзаводов. Десятилетия разрухи будут стоять в его глазах до конца жизни, а вот нам, на Шикотан приехавшим впервые, самый дальний населённый пункт России показался очень симпатичным:

Новенький Дом культуры (рядом с ним - остановка автобуса в Малокурильское), забавная миниатюрная библиотека...

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

...и роскошная для этой глуши больница всея Шикотана на сопке:

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

Ещё тут есть воинский памятник:

Без имён, но с лицами - из людей, в честь которых он был поставлен, никто за этот остров не погиб:

Над распадком - ухоженная пешеходная дорожка с перилами и фонарями, и одинокое стройное дерево прямо с японских гравюр:

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

А с другой стороны и причина всего этого благообразия - новенький рыбзавод, который в дни нашей поездки только-только достраивался, но по выходе на проектную мощность должен стать крупнейшим в России. Собственно, и в СССР рыбокомбинат "Островной" тоже считался крупнейшим - производство хоть и строится с нуля, но на месте погибшего в 1990-х предшественника. После Курильска в Крабозаводском сложно не узнать почерк "Гидростроя" - в своих "вотчинах" эта фирма берёт на себя роль подрядчика федеральной программы развития Курил, и реализует её неизменно красиво.

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

Вопреки названию посёлка, перерабатывать на этом заводе будут не крабов. Если Итуруп славится красной икрой из нерестовых рек, а Кунашир - морскими гадами (в первую очередь ежами и креветками) с мелководья, то океанский форпост Шикотан - это в первую очередь "непотопляемая плавбаза" для рыб открытого моря типа сайры. Завод в сентябре ещё не был пущен, но промысловые суда уже заходили на его причал. Возможно, испытывают - причал полый, поднимается и опускатеся вместе с приливами и отливами. Да и построенный в далёкой Норвегии "Торон" - судно нового поколения:

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

Рогатая гора, нависающая над Крабозаводским на позапрошлом кадре, называется Горобец (219м), и по дороге к ней, говорят, есть своя "японская тюрьма" - скорее всего, как и на Итурупе, на самом деле лишь военные склады. Выше по сопкам у обоих посёлков стоят батареи вкопанных танков, давно заброшенные, но в отличие от других островов, не пошедшие на металлолом. До всего этого, увы, мы не успевали добраться, и Танковые сопки Шикотана остались, пожалуй, моим главным упущением Курил...

Да и в Крабозаводское мы приехали лишь переночевать перед утренним рейсом "Фархутдинова". Около завода есть гостиница, и там ночь обошлась бы нам уже не в 4000, но всё-таки в неприятные 3000 рублей. Таксист посовещался с администраторшей, и в итоге нехотя повёз нас в Хостел. Так тут называют обшитый бурым сайдингом барак на сопке, в который упирается та самая "японская дорожка". Снаружи он казался заброшенным, и первый этаж встретил пустыми комнатами и кухней с застарелой грязью в пересохших раковинах. Но наверху звучали шаги, голоса, музыка, ругань, и поднявшись, я увидел ободранные стены и приклеенные к ним листочки с намалёванным фломастером грозными предупреждениями жильцам.

Навстречу мне вышла худая растрёпанная женщина неясного возраста, которой можно было с равным успехом дать и пропитые 25, и крепкие 60, и на мой вопрос, можно ли здесь переночевать, хрипло сообщила мне телефонный номер хозяйки. Я позвонил, и женский голос в трубке сразу не понравился мне своей надменностью - по всему было видно, что не с туристами она привыкла разговаривать, а с теми, кого худая жизнь загнала на самый край земли. Но всё же переночевать оказалось возможно - по 1000 рублей в день с человека, и я понимал, что крышу над головой дешевле на этом острове не найти.

Ещё с полчаса мы прождали хозяйку у входа, и вот на такси приехала классическая такая "мамочка" из борделя. Ну, точнее, я не знаю, как бордельные "мамочки" выглядят на самом деле, но вот представлял я их себе всегда именно так, а дюжий бандит за спиной хозяйки присутствовал незримо, так что даже физическое отсутствие не было ему помехой. Вот такая досталась нам комната, и за шторой слева - всякая всячина в дверном проёме, а за всякой всячиной - чужие голоса, в которых не было ни капли радости. Я ожидал чего угодно вплоть до ночных драк или пьяных докапываний в коридорах, но в целом люди здесь, кажется, "на лицо ужасные, добрые внутри" - проходя мимо соседней комнаты, я заметил, что дверь её нараспашку, внутри никого, а на самом видном месте стоит неплохой ноутбук.

Гастрбайтеры были приметой Шикотана и при Советах. Вот такую вот байку мне травил один моряк:


На Шикотане,в Малокурильском и Крабозаводском стояли рыбокомбинаты, наверно они и сейчас там есть. В разгар путины туда приезжало достаточно большое количество желающих подзаработать, платили хорошо, с "материка", почти все женского пола. В итоге соотношение женского:мужского на Шикотане иногда достигало 10:1 в пользу баб-с. Тогда и возникло про шикотанские поселки устойчивое выражение "долина лесбиянок".

Мужики ценились на вес золота. Поскольку погранцов и танкистов с тех самых сопок на всех не хватало, основным контингентом были моряки с заходивших под разгрузку траулеров, транспортов и сейнеров. Капитаны об этом знали и пытались не выпускать экипаж на берег, грозясь страшными карами. Но поди удержи. Молодой матрос мог на 2-3 недели просто "пропасть". У него "воровали" одежду, кормили рыбой, икрой, крабами (белок), поили самогоном и передавали из комнаты в комнату.
Вырываться на волю такому "шикотанскому пленнику" как то не очень хотелось.

Но и это еще не все. Якобы,в 1957 (Фестиваль Молодежи в Москве) и позднее вплоть до 1980 (Олимпиада), девушек слабого пола, но легкого поведения высылали из крупных городов, в основном из Москвы и Ленинграда. Кто попроще за 101-й км, а уж совсем оторванных шалав, типа Маньки-Облигации, отправляли на Шикотан на 3-4 месяца. Тех кого посадить много, а 101-й км мало.
И такой спецконтингент женского пола в отдельные годы составлял до половины т.н. "верботы", рыбообработчиц. Многие потом оставались на Шикотане надолго.

И хоть за достоверность всего это не могу поручиться ни я, ни рассказчик, всё же сама легенда хороша. Вот так ходили себе моряки по Тихому океану, да верили - где-то там, у самых берегов Японии, есть то ли чудесный Изумрудный остров, то ли непокорённый Русский Лесбос, где их всегда ждут.
В дни нашей поездки мужиков и баб в Хостеле было примерно поровну. Долгосрочно они тут селились за 15 000 в месяц.

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

Но, само собой, не все пришлые на Шикотане гастрбайтеры. Те же пограничники тут - явная элита по зарплатам и условиям службы, но и образованных бюджетников с материка Курилы ждут с распростёртыми объятиями. С нами, например, в каюте ехала бойкая черноволосая женщина с маленькой дочкой, несколько лет назад перебравшаяся из Хабаровского края жить на Шикотан. На новом месте ей нравилось больше, вот только все друзья остались на материке.

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

Сами же островитяне - они вполне себе островитяне, то есть люди замкнутого труднодоступного мирка, где все друг друга знают и ценности - свои. Когда нас с местным шофёром сконтачила его подруга, шофёр был готов отвезти нас на мыс Край Света бесплатно: раз подруга за нас слово молвит, значит мы свои, а кто ж со своих деньги берёт?! Не деньгами на островах многое меряется... Вызвался он, конечно же, нехотя, но в итоге везти нас ему не пришлось - мимо ехал пограничник, причём не на японском джипе и даже не на ведомственном "Патриоте", а на старом добром советском УАЗе-"козлике".

В посёлках популярный транспорт - мотороллеры, за посёлками актуальна лошадь (!), а вот армейский грузовик в качестве школьного автобуса привёз офицерских детей с какой-нибудь дальней заставы.

Крабозаводское, Шикотан. За что этот остров слыл Советским Лесбосом?

...Самый восточный населённый пункт России, и самый дальний от Москвы "по карте" - конечно же, чукотский Уэллен. Но Земля круглая, и "по глобусу" путь до Чукотки срезается через Арктику, так что формально она выходит ближе не то что Сахалина и Курил, а даже Приморья. Логистически самая дальняя от столицы русская земля - Командорские острова, и я могу гордиться, что был там в раннем детстве. А строго по прямой дальше Малокурильского и Крабозаводского (7100км) нет ничего, лишь заставы и промысловые базы на Хабомаи - мелких островах на Грядке. От столицы два посёлка примерно равноудалены - Малокурильское чуть восточнее, Крабозаводское чуть южнее, так что кто из них дальше - толком и не рассчитать.