Трамвай, бесспорно, самый привлекательный городской транспорт. И, как правило, чем он старше тем интересней. Так вот самыми старыми трамваями в регулярной пассажирской работе (не путать с музейными экспонатами на ходу) на всей территории бывшего СССР в настоящее время являются евпаторийские Gotha T57 1950-х годов выпуска, что делает и без того необычную трамвайную систему и красивый город драгоценной жемчужиной в глазах причастного.
На окраине Крымского полуострова есть город Евпатория. Он очень приятный и интересный. Среди других ещё больше его выделяет незаурядная трамвайная система. Наличие трамвая на улицах вообще может скрасить любое, даже самое унылое место, а здесь и трамваи особые.
Только взгляните. Нет, вы видите не ретро-вагон, который выкатили из музейного депо на радость транспортным фанатам, а что ни на есть повседневную картину из жизни этого дальнего уголка "империи".
Древние немецкие машины Gotha T57 уже более шестидесяти лет бороздят просторы Крымского полуострова!
Историческая справка
Gotha T57 — трамвайный двухосный вагон для двухстороннего движения, производства народного предприятия VEB Waggonbau Gotha «Вагоностроительный завод Гота» города Гота (ГДР). Вагоны предназначены для работы на трамвайной колее шириной 1000 мм. Трамвай выпускался с 1957 по 1961 годы.
[https://ru.wikipedia.org/wiki/Gotha_T57]
В других городах старые трамваи списывают, сдают в утиль или в лучшем случае, в музей. Но здесь решили пойти другим путём и до сих пор возят пассажиров (может имеет место быть пресловутое немецкое качество?).
Сети евпаторийского трамвая уже больше века и большую часть времени ходят наши "Готы". И это, по мнению автора, прекрасно.
Данный экземпляр под красивым номером 010 и есть старейший "живой" трамвай на постсоветском пространстве. Он был выпущен в далеком 1957 году и был одним из первых в серии. Однако до сих пор сохраняет оригинальную заводскую окраску (как известно красный цвет даёт прибавку к скорости). Несмотря на свои более чем скромные размеры создатели умудрились впихнуть две кабины и сделать четыре двери (по две с каждой стороны). Кажется это рекорд!
Помимо прочего, двери можно открывать вручную, а летом, когда пассажиропоток возрастает к трамваю цепляют безмоторный вагон, таким образом увеличивая вместимость в два раза.
Также хочется обратить внимание на то, что двухкабинная компоновка нестандартна для российских и советских трамвайных систем: обычно у нас используются разворотные кольца и необходимость во второй кабине отпадает.
Салон под стать внешности. В ночи, когда трамвай зажигает огни и таинственно ползёт сквозь городские закоулки, скрипя на поворотах, присядь, друг, на винтажный диванчик, прислонись головой к прохладному стеклу и задумайся о чём-то вечном и таинственном. Например о том, что когда-то Крым населял народ готов, а теперь их потомок, скромный трамвай из несуществующей ныне страны вернулся на родину и умрёт здесь же. Кто бы мог подумать?
Вряд ли в Крыму вы найдёте более интересную техническую достопримечательность, чем старенький вагон Gotha T57 на одноколейной линии в городе Евпатория. А его грохочущий силуэт прочно будет ассоциироваться с этим курортным местом.
Хотя, в городе есть и более современные модели. Например, Tatra KT4SU. Вообще, данная трамвайная система, как и сам город, достойны отдельного рассказа, но это уже другая история и, вероятно, она здесь когда-нибудь появится.
Если будете в Евпатории, обязательно прокатитесь на маленьком "Готе", ему будет приятно.
Заканчивая небольшую заметку традиционно желаю трамваю и людям с ним связанным долгих лет и благополучия. Спасибо.
Смотрите так же:
Старейшие электрички бывшего СССР. Железнодорожный феномен в казахской степи.