Почему башни советских танков шире корпуса?

22 June 2019

Любой полноценный танк должен иметь башню кругового вращения, для возможности реагирования на угрозу с любой стороны. Однако есть одна существенная особенность, которая ограничивает установку другой башни. Её диаметр обязательно должен быть чуть меньше ширины корпуса! Тем не менее, советские конструкторы нашли способ обойти эту закономерность.

Погон башни.

Для того, чтобы понять, как устанавливается башня, необходимо знать пару основных вещей. Первая из них – погон башни. Это два кольца, закреплённые на корпусе и башни, имеющие зубцы, подключенные к шестерёнкам для механического вращения. Есть и другие варианты… К примеру ручной поворот без шестерёнок. Для этого нужно снизить трения как можно больше. Поворот башни в таком случае осуществляется танкистом при помощи грубой силы – упором в поручни и применением веса всего тела.

Современные механизмы поворота имеют электрический привод с несколькими скоростями вращения для грубого и точного наведения. На случай поломки электрической системы предусмотрены маховики для поворота башни вручную.

Кроме погона и внутреннего за броневого объёма, башня имеет корзину. Она состоит из пола и специального ограждения, или опор. Они крепится к башенному кольцу погона башни и предотвращает травмы экипажа, во время вращения всей установки.

Особенность советских башен.

Начнём с того, что корпус танка несёт на себе башню. То есть, она физически не может быть шире, так как крепить её будет не к чему. Но как же тогда получается, что башня советских танков шире корпуса?

Всё оказалось очень просто… В СССР были строгие ограничения по массе и размерам, которые нужно было соблюдать. Однако установка всё более мощного вооружения требовала расширения и усиления погона, чтобы при выстреле, механизм поворота не ломался.

В таком случае, пошли на хитрость. Борта корпуса имеют вырезы под скруглённые элементы, через которые проходит часть корпусного элемента погона. В таком случае, танк оставлял свою заданную ширину корпуса, при башне большего диаметра и с лучшим вооружением.

На штатно укомплектованном танке расширение корпуса в верхней его части практически не видно из-за внешних топливных баков, навесных полок и гусениц, скрывающие основной борт. Но если всё это снять, то особенность погона советского танка будет видна во всей красе.

Итог.

Башни советских танков только кажутся шире корпуса. На самом деле, борта танков СССР имеют расширение для сохранения стандартной заданной ширины корпуса и усиления вооружения, для которого старые башни не походили.

Впервые такой приём испытали на танках КВ-1С, при попытках установки 85 мм орудия. Стандартная башня КВ не позволяла установить новую пушку, а башня от нового танка ИС-1 была слишком широкой. Тогда-то и решили частично изменить верхнюю часть борта и провести через расширенный участок детали погона башни.