За что немецкие танкисты ненавидели «Пантеру»?

«Пантера» – один из самых известных и узнаваемых танков. Боевая мощь и теоретическая тактика использования делали из «немецкой кошки» превосходную охотницу на другие танки. При этом, не стоит забывать, что «Пантера» в лобовой проекции защищена лучше «Тигра». Тем не менее, танкисты предпочитали не «Пантеру», а «Тигра». Но почему?

Общие характеристики.

Танк имеет наклонную броню толщиной 80 мм во лбу, 40 мм по бортам (наклонена только верхняя половина), кормовая броня также 40 мм и имеет обратный наклон. Башня танка защищена 100 мм лобовой бронёй и 100 мм скруглённой маской орудия. Борта и корма 45 мм, а командирская башенка от 120 до 150 мм в зависимости от конструкции.

Вес «Пантеры» немногим меньше 45 тонн при мощности двигателя от 600 до 700 л.с. в зависимости от версии. Максимальная скорость не превышает 55 км\ч. Ходовая часть состоит из 16 катков на один борт и скомпонованы в шахматном порядке. Ленивец расположен сзади, а ведущие катки спереди. Сверху, за ведущим колесом, находится поддерживающий ролик.

Вооружение танка – 75 мм пушка с длиной ствола в 70 калибров или 5 метров 25 сантиметров. На конце ствола дульный тормоз. Боеприпасы – PanzerGranate 39 (стандартный бронебойный), PzGr 40 (подкалиберный бронебойный), а также осколочнофугасный снаряд SprGr 34. Пробитие орудия при PzGr 40 составляет 190-200 мм стали со 100 м, а при снаряде PzGr 39 140-150 мм стали с тех же 100 метров. Эффективный радиус поражения осколочным боеприпасом два метра.

За что немцы не любили «Пантеру»?

Двигатель.

Ранние «Пантеры» имели двигатель мощностью 700 л.с.. Агрегат не выделялся надёжность, часто перегревался и ломался. Но более критическим стали возгорания. Танк обладал герметичными перегородками, которые отделяли двигатель от баков, элементов охлаждения (кроме шлангов) и боевого отделения. «На бумаге» это помогало преодолеть водное препятствие в брод почти во всю высоту танка, не рискуя заглохнуть. Однако, на практике герметичность МТО затрудняло охлаждение, а горячие газы оставались в моторном отделении.

Более поздние танки имели ограничитель и двигатель Maybach HL230 не развивал заявленные 700 лошадиных сил, однако в совокупности с модернизацией трансмиссии и системы охлаждения, надёжность силовых агрегатов повысилась.

Подвеска.

Тут ничего необычного… Шахматная подвеска была очень сложной в обслуживании. Она отлично работала, но её ремонт был крайне трудным, а в дождливую осень описывались случаи замерзания грязи до такой степени, что танк не мог сдвинуться с места. Проблема касается всех немецких машин с шахматной ходовой частью.

Управление.

Водитель танка имел в своём распоряжении не руль, как на «Тигре», а рычаги, но и те сильно отличались от традиционной схемы. Рычаги подавались не на себя и от себя, а вверх и вниз. Ещё одна проблема для «новичка» – всего две педали: газ и сцепление. Тормозить приходилось рычагами, заранее переводя рычаг КПП в нейтральное положение.

Разворот танка тоже был непростым делом… Рычаги имеют три положения, в самом низком из которых, танк поворачивал плавно, в среднем – радиус поворота зависел от передачи (на первой радиус 5 метров, на 7 – последней, 80 метров). И последнее третье положение полностью блокировало гусеницу. На нейтральной передаче, поднимая один из рычагов танк поворачивался на месте, вращая гусеницы в разные стороны.

Всё выше перечисленное заставляло водителя готовиться к действиям заранее, что не всегда было возможным. К тому же, ошибка водителя приводила к нежелательным манёврам, которые могут стоить экипажу жизни. На других боевых машинах управление было значительно проще и не приходилось держать в голове радиус поворота на той или иной передаче.

Прицел.

Ранние танки имели бинокулярные прицелы TZF 12, который имел максимальную кратность в 2.5 раза. При этом сектор обзора крайне мал. Это не нравилось наводчикам, так как ничего другого для обзора у них не было… Более поздние версии прицела были монокулярными и обладали пятикратным увеличением.

Поворот башни.

«Пантеры» версии D имели очень небольшую скорость вращения башни, что ограничивало её применение. К тому же метод поворота был исключительно ручным, не было даже гидравлических механизмов. Средняя скорость поворота башни на все 360 градусов – полторы минуты.

Panther Ausf A имела раздаточную коробку под полом боевого отделения, которая передавала мощность двигателя на механизм поворота башни. При максимальных оборотах двигателя 2 200 в минуту, башня делала полный оборот за 15 секунд. Но скорость вращения сильно варьировалась от 4 до 24 градусов в секунду, или от 90 до 15 секунд.

Обзор.

«Пантеры» не славились обзором и в этом плане уступали не то что «Тиграм», но даже Panzer III и IV. Командир имел хорошо оснащённую башенку, даже с механическим указателем азимута, но обзор остальных членов экипажа был плачевным даже по меркам танков.

Внутри танка Panzer III
Внутри танка Panzer III

Единственный, кто мог помочь с обзором – водитель. В лобовой броне было большое смотровое окно, остеклённое и закрывающееся 40 мм броневой сталью. Однако поздние версии танков «Пантера» лишились этой особенности, и водитель имел очень узкий сектор обзора.

Внутри танка Пантера
Внутри танка Пантера

Весь экипаж был крайне зависим от командира и это касается не только заряжающего и радиста, но даже наводчика и водителя. Последние два имели не только лучший обзор, воюя на «Тигре», но даже имели больше «свободы» действий по причине лучшего «зрения».

Ремонт.

В целом, «Пантера» танк не лёгкий в обслуживании. Это касается не только подвески, не самого надёжного двигателя и своеобразного интерьера, но даже трансмиссии. Снаружи нет люков для доступа к агрегату, а изнутри её невозможно отремонтировать или обслужить по причине отсутствия горловин и люков доступа.

Чтобы исправить неполадку, приходилось демонтировать трансмиссию, полностью убирая пол, сидения, радиостанции, пулемёт и узлы управления, отсоединять от бортовых передач и карданного вала. Только после этих манипуляций, снималась верхняя часть крыши корпуса и доставалась трансмиссия.

Остальные немецкие танки имели ту же проблему, но в них были люки для планового обслуживания, а вот в «Пантере» агрегат менялся полностью.

Итог.

«Пантера» имела превосходные ТТХ в сравнении с другими средними танками. Однако, танкисты предвзято судили боевую машину за её ненадёжность и специфику. Тем не менее, слаженный экипаж и опытный командир могли компенсировать ограничения и недоработки танка, не подпуская врага на дистанцию прямого выстрела или не давая ему зайти в уязвимый борт.

Но как уже понятно, это не лишало «Пантеру» «клейма», и даже многие экипажи «Тигров», которым предлагали пересесть на «Пантеру», отказывались. Причина – трудности в реализации боевого потенциала из-за недостаточного обзора других членов экипажа, сложности управления и меньшей надёжности некоторых ключевых агрегатов.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.