Зачем немцы ставили трансмиссию танка вперёд, а двигатель сзади?

Немецкие танки Второй Мировой Войны и довоенного периода имели одну из уникальных компоновок, которой могли похвастать немногие боевые машины. Внешне расположение агрегатов и экипажа казалось классическим, но была одна особенность – ведущий каток, иначе называемый звездой, располагался впереди, а не сзади.

Компоновка танка.

Немецкие боевые машины, в подавляющем большинстве, «квадратные», строгие по форме без рациональных углов наклона броневых листов. Это позволяло довольно легко производить машины, при обеспечении весьма просторного внутреннего объёма для экипажа, чем не могли похвастаться многие танки того периода. Также это помогло внедрить некоторые технические особенности.

В передней части танка было отделение управления, где сидели водитель и радист, позади них, почти по центру корпуса, ставилась башня с вооружением и тремя членами экипажа: заряжающим, наводчиком и командиром. Моторное отделение находилось в корме, причём сам двигатель был отдалён от кормовой бронеплиты. По бокам от силового агрегата ставились топливный бак и система охлаждения. Но была особенность МТО, которая выделяла немецкое танкостроение – трансмиссия располагалась впереди.

Таким образом, моторное и трансмиссионное отделение были в совершенно разных концах корпуса. Эта схема имела как большие плюсы, так и большие минусы…

Плюсы:

Лучшее сцепление ведущего катка с гусеницей.

Была возможность расположить башню ближе к центру.

Мелкие неисправности можно было устранить, не покидая танк.

Минусы:

Уязвимость трансмиссии к фронтальному обстрелу (даже при непробитии, агрегат получал серьёзные повреждения).

Карданный вал проходил через всё боевое отделение (в следствии, танк был выше).

Усложнялся демонтаж трансмиссии при необходимости в серьёзном ремонте.

Сравнение ремонта:

Так как в статье акцент сделан на трансмиссии, то её ремонт и сравним, параллельно затронув общую надёжность.

Коробку передач удобнее всего ремонтировать или менять на Т-34 и M4. Советский и американский танки имели особенность корпуса, по которой элемент закрывающий трансмиссию был съёмным и открывал доступ напрямую. У Т-34 это была верхняя кормовая бронеплита, а у «Шермана» бронированный кожух нижней лобовой части. У британского танка изъятие КПП происходило через крышу кормы корпуса, а вот немецкий танк имел огромное количество сложностей…

Чтобы полностью заменить трансмиссию, нужно было снять башню, открутить болты, соединяющие верхнюю и нижнюю часть корпуса, и только после этого достать агрегат. Такая же схема использовалась на Panzer III, а на «Тиграх» и «Пантерах» от неё отказались… На «Тигр 1» снимали башню, убирали всё, что было внутри боевого отделения, даже пол, и доставали трансмиссию через погон башни. На «Пантере» модификации D схема была такой же. После версии А на передней части крыши корпуса была съёмная деталь, через которую и выполнялась сложная операция. Этот же метод применялся на «Королевском Тигре».

Зачем трансмиссия впереди?

В Германии отлично понимали проблему нагрузки на ходовую часть. Одним из факторов была дифференциация агрегатов внутри танка и распределение брони. С последним особых проблем не было, так как Panzer III от модификации E и далее имели одинаковую толщину брони спереди и сзади. С Panzer IV экспериментировать в массовом производстве не стали, а большая длинна только помогла в распределении веса.

Более поздние танки имели большие проблемы, так как нагрузка на передние катки возрастала из-за более толстой брони и массивного агрегата за ней, однако, компоновка уже была отработана в производстве и отказаться от неё было сложно по ряду экономических и логистических причин, несмотря на все преимущества и перспективные разработки.

Итог.

Трансмиссия в немецких танках Второй Мировой располагалась впереди для улучшения распределения веса, и от части, ходовых характеристик. С помощью такого решения, башня в танках Германии была практически в центре корпуса, в то время как на остальных танках она чуть выступала или вовсе сдвигалась максимально вперёд.

Однако, особенность компоновки потеряла свою актуальность с дальнейшим развитием бронетехники и сейчас её не применяют, кроме боевых машин с передним расположением двигателя.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.