Как учились дети в Царской России - нашли дневник ученика 1915 года и изучили его

31 January 2020
240k full reads
284k story viewsUnique page visitors
240k read the story to the endThat's 84% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Дневник.
Дневник.
Дневник.

Работая в реставрационной мастерской у меня есть возможность изучать историю не только по написанному тексту, но и различным бытовым записям. Сегодня статья посвящена именно такому примеру:

Дневник ученика 3 класса "Высшего начального училища" 1915-1916 гг.

Титульный лист дневника.

Казалось бы такая простая вещь, а сколько интересного она в себе хранит, но обо всем по порядку, начинаем листать дневник.

Первое, что мы видим, это то, что дневник принадлежал А. Бурмистрову, ученику 3 класса, высшего начального училища. Давайте посмотрим, что это за учебное заведение.

Высшее начальное заведение - Если переводить на наш язык, это среднее звено между младшей школой и старшими классами. Примерно можно предположить, что это обучение с 4 по 9 класс современной школы.

В это заведение могли поступить те дети, которые окончили начальную школу и находились в возрасте 10-13 лет. Мы можем предположить, что нашему ученику на момент ведение дневника где-то 13-15 лет. Листаем дальше.

Расписание уроков.
Расписание уроков.
Расписание уроков.

На следующей странице мы видим расписание уроков. В третьем классе (по нашему это примерно 7-8 класс) преподавали следующие предметы:

  • Русский язык, Арифметика, Геометрия - 3 раза в неделю.
  • История, Закон Божий, Физика, География, Рисование, Черчение - 2 раз в неделю.
  • Славянский язык, Диктант, Естествоведение, Гимнастика, Пение - 1 раз в неделю.

Учились ребята 6 дней в неделю, по 4-5 уроков в день. График не сильно перегружен и на мой взгляд достаточно комфортный. А вот набор уроков интересный. Больше всего внимание уделялось русскому языку и математике. Религиозное образование представлено двумя предметами: "Закон Божий" и "Славянский язык" (что не так и много). По набору предметов можно сделать вывод, что упор был сделан на науку.

Роспись классного руководителя.
Роспись классного руководителя.
Роспись классного руководителя.

На каждой неделе есть подпись классного руководителя. И даже я нашел одно замечание нерадивому ученику. В котором говорится:

"Необходимо аккуратнее записывать заданные уроки и помечать месяцы и числа. Заполнить расписание уроков."
Замечание от классного руководителя.
Замечание от классного руководителя.
Замечание от классного руководителя.

Да, ученик Бурмистров в первые недели учебы даты не проставлял, а задание записывал небрежно.

Заполненная страница дневника.
Заполненная страница дневника.
Заполненная страница дневника.

Листая дневник мы можем увидеть, что Рождество Христово в те времена отмечали 24 и 25 декабря, а не как сейчас 7 января.

Записи о праздновании Рождества Христова.
Записи о праздновании Рождества Христова.
Записи о праздновании Рождества Христова.

Совместно с Православными праздниками не забывали и про славянские, вот к примеру выходные дни на Святки:

Святки в Январе.
Святки в Январе.
Святки в Январе.

Вообще надо отметить, что праздничных дней в то время у школьников было куда больше чем сейчас. Листая дневник я постоянно сталкивался с отметками о том или ином выходном дне.

По ходу обучения некоторые предметы поменялись. Появился предмет - "Теория словесности". Интересно записано домашнее задание (или это просто констатация по предмету изучения?))

"И скучно и грустно".
"И скучно и грустно".
"И скучно и грустно".

Мы немного окунулись с вами в быт ученика 3 класса высшей начальной школы, А. Бурмистрова. Надеюсь он выучился на отлично и достиг больших высот в жизни!

А что можно сказать про его сверстников в наше время, их учеба сложнее?

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook