Кто скрывается в сказках за именем Елена Премудрая

13.08.2018

Много ли вы сказок знаете о Елене Премудрой и Иване-царевече. О похищении ее Кощеем, о том как Иван-царевич нашел ее в тридесятом царстве, о злой мачехе. Но знаете ли вы, что у Елены Прекрасной и Ивана-царевича есть реальные исторические прототипы, это сын царя Ивана lll от первого брака Иван по прозвищу Молодой, который княжил в Твери и его жена Елена Стефановна, дочь молдавского правителя Стефана lll.

В 1480 году молдавский воевода направил посла в Москву, чтобы заключить союз с Московским государством против турок. Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича – Ивана Ивановича Молодого.

Это был повороный момент для Московии: как раз в тот год после “угорского стояния”, которому предшествовал яростный отпор русских дружин ордынским – они не дали татарам перейти реку Угру, – Московское государство окончательно сбросило с себя татарское иго. Решающую роль в этом инциденте сыграл Иван Молодой; он командовал войсками и проявил себя как смелый полководец. Во время “стояния” царь Иван III дрогнул и велел отозвать войска, но Иван Молодой не послушал отца, что и принесло победу.

Свадьба с Иваном Молодым прошла в январе 1483-го. Елена Волошанка родила сына Дмитрия. Всё складывалось как нельзя лучше: в Москве молдавскую невесту встретили с горячими чувствами, Иван III всячески благоволил дочери далекого союзника; впоследствии Иван Молодой получил в удел великое княжество Тверское и был объявлен наследником трона. Елена Волошанка могла стать московской царицей (к этому времени великие князья московские уже величались царями, “самодержцами” и “осподарями всея Руси”).

Счастливый брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах» (подагрой; по другим данным, это была проказа). Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского.

Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.

Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более, что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдавии...

Возможно, в Молдавии того времени нравы были свободнее, нежели на Руси. Блестящая тверская княгиня, редкая красавица, супруга престолонаследника, пользовавшаяся любовью в Москве, имела широкие связи с самыми родовитыми людьми, а также с иностранцами. При ней сложился некий салон великосветских риторов, литераторов, схоластов. Но нет оснований думать, что Волошанка, дочь ревностного православного правителя, имела склонность к ересям – “латинству” или униатству.

В письмах тех лет отцу (между прочим, она писала их по-русски) ничего нет о сгущавшихся тучах или хотя бы тревоге. Но тогда за словом “ересь” скрывалось и так называемое вольнодумство, а в окружении Елены велись разные разговоры. Позднее ее обвинили по совокупности: в связи с еретиками, с заговорщиками и даже в “ведовстве”; возможно, это были гадания или иные народные обряды.

В конце концов борьба внутри великокняжеской семьи завершилась победой сына Софьи Василия; он стал соправителем отца и законным наследником разрастающейся державы. Падению Дмитрия и его матери способствовал церковный Собор 1503 года, который привел к окончательному разгрому московско-новгородской ереси; многие еретики были казнены.

Ивану III непросто было выйти из сложного положения, ведь Дмитрий продолжал считаться его наследником. Скорее всего, это и определило искусственное причисление Елены (уже во второй раз) к заговорщикам и еретикам.

Судьба проигравших в династической борьбе, как это обычно бывало в истории, оказалась печальной. В январе 1509 года в монастырском заточении умерла Елена Стефановна, а в том же году «в нужи, в тюрме» – Дмитрий (по одной версии; о второй ниже). Таким образом, Волошанка прожила на чужбине около 20 лет, из которых чуть не половину – в опале и неволе. Но судьба распорядилась так, что при этом она на пять лет пережила свою ненавистницу – Софья Палеолог умерла в 1503 году, а также на четыре года самого великого князя – Иван III скончался в 1505-м.

Учитывая положение женщин в ту эпоху, даже и самого высокого ранга, надо признать: Елена Волошанка сыграла выдающуюся роль на Руси. В Москве вокруг нее возник круг образованных, вольномыслящих людей, тех самых “еретиков”. Она прошла испытание славой, пережила смерть мужа, коронацию сына и гнев самодержца, отправившего ее вместе с сыном в заточение. Елена Прекрасная проиграла в династической борьбе Софье Палеолог. Однако, как утверждал германский посол в Москве Герберштейн, Дмитрия-внука вызвал к себе умирающий Иван III, просил прощения и якобы даже вернул ему престол. Но за дверью стоял сын Софьи Василий III, который задушил племянника... Как было на самом деле, неизвестно.

При дворе Елены Стефановны в 1495 году была составлена хроника с описанием политики тверской группировки. В ее великокняжеской мастерской художественного шитья создавались шедевры, сочетавшие приемы русского и молдавского искусства. Знаменитой стала многофигурная пелена «Церковная процессия», изображающая торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия, – уникальное шитье прядеными золото-серебряныминитями и цветными шелками по светло-песочной тафте.

На этом полотне, в самом центре и фокусе внимания, рядом с Иваном III, стоит красавица в пурпуровом плаще со скрещенными руками. Она словно царит над всей толпой. Это сама Елена Волошанка в головном уборе, похожем на нимб, а за ее плечами слева – только что коронованный сын Дмитрий. Над всей процессией высится хоругвь с изображением богородицы и младенца. И лица, и фигуры богородицы и Елены поразительно схожи, а библейский сюжет дает очень рискованный намек на судьбу Елены с сыном.

А вот Софья Палеолог, жена самодержца, – это невзрачная фигура в левом нижнем углу с каким-то темным пятном на плече. Она значительно ниже тверской княгиги-вдовы и дальше всех из свиты... Такую месть заклятой сопернице задумала и исполнила Волошанка. Причем эту пелену Елена Стефановна сумела поместить в Успенский собор – главный храм Московского государства.

Подписывайтесь на мой канал и я расскажу вам сказку о Елене Прекрасной.