Услуги в интернете и различные свободы

Сервис DDоS-защиты Cloudfare отказывает в своих услугах сайту 8chan, который, как считается, был площадкой для стрелка из Эль-Пасо и некоторых других экстремистов. Отключение от сервиса фактически означает смерть сайта: Cloudfare в своей области почти что монополист, а без защиты от DDoS-атак ни один крупный сайт работать не в состоянии.

История очень примечательная: 8chan выставляют на мороз не по приговору суда, не по каким-то формальным основаниям, а просто потому, что руководство Cloudfare посчитало своего клиента «омерзительным».

В своем пространном посте основатель компании Мэтью Принц объясняет, почему они класть хотели на Первую поправку (потому что они частная компания, а не правительство), а также многословно и малоубедительно рассуждает, почему это нельзя считать цензурой (потому что миссия компании — сделать интернет лучше, а в лучшем интернете нет места таким отморозкам).

Мы уже привыкли принимать интернет как данность, как воздух или воду. Воздуха в каких-то ситуациях может не хватать, но обычный нормальный человек вряд ли столкнется с тем, что ему запретят дышать, потому что кто-то решил, что он плохой.

Между тем, интернет — его системообразующие сервисы — контролируется частными компаниями, и любой возомнивший себя мессией начальник любой из таких компаний может послушать голоса в своей голове и отправить вас и ваш создававшийся годами сайт/блог/профиль/канал в телеграме в небытие.

В традиционной Америке с ее маниакальной приверженностью свободе слова такое было бы невозможно — офис Cloudfare круглые сутки пикетировали бы люди с плакатами. В современной Америке это, похоже, в порядке вещей: как мы недавно обсуждали, звериная нетерпимость становится в ней общим местом и даже обязательной добродетелью.

при этом надо отметить, что сайты всякого киберкриминала — форумы, на которых продают "услуги пробива", "услуги взлома", вирусы (как продукт), поддельные документы, наркотики, оружие или вообще услуги DDoS, чувствуют себя за Cloudflare весьма вольготно, и никто их не гонит. Обоснование всё то же — мы не ФБР и не должны разбираться, чем там занимается наш клиент.

Не то, чтобы мы оспаривали право коммерческой компании самостоятельно выбирать, кому предоставлять услуги, даже наоборот — мы всегда исходим из того, что никто не обязан вам помогать пользоваться вашей свободой слова. Просто оказывается взять и отключить МОЖНО. И то, кого отключили — это отличная иллюстрация, в чью пользу в наши времена делается выбор.

Вообще, Ватфору вспоминается вот какая история.

В самом начале двухтысячных известный российский оператор связи на букву "р" исповедовал подход, что ни в коем случае нельзя отключать клиента, пока он платит деньги, если на то нет поставления суда. Главным проповедником этого подхода был тогдашний начальник информационной безопасности оператора Николай Федотов, знаменитый своими притчами.

Интернет-же — система самоорганизующаяся. Любой системный администратор, который не хочет получать на свой почтовый сервер спам в количестве 90% от общего трафика, ищет какие нибудь методы превентивно выявить и зарезать источники этого мусора. И находит их в многочисленных чёрных списках плохих IP, которые поддерживаются опять же частными компаниями, общественными организациями или просто отдельными доброхотами разной степени безумия.

В общем, наш российский национальный оператор наглухо сидел во всех чёрных списках мира. Почта с него не уходила вообще никуда, множество сервисов не работали или работали через пень колоду. Люди, заставшие те времена, помнят ещё адрес прокси-сервера icqproxy.rt.ru в левой сети, который был единственным нормальным способом использовать популярный тогда мессенджер. Руководство оператора надувало щёки и обещало обращения в ООН и другие инстанции, чтобы приструнить держателей чёрных списков, но по факту сделать что-то было практически невозможно.

Потом господина Федотова тихо подвинули, и на его место из правоохранительных органов пришел Руслан Стоянов. Тот самый, который ныне осуждён по делу об измене родине сотрудниками ФСБ. Руслан закатал рукава, и многочисленные клиенты, рассылавшие спам непосредственно со своих адресов, абсолютно добровольно покинули сеть оператора, а через некоторое время и вся проблема с чёрными списками рассосалась.

Мораль? Без морали. С одной стороны, выбирать, кому предоставлять услуги — неотъемлемое право бизнеса. С другой, эта история — про борьбу интернета за свою стабильность, а отнюдь не про выбор клиента по принципу "омерзительности".