VATNIKSTAN
4223 subscribers

Культовые музыкальные фестивали 1990 годов в России

348 full reads
856 story viewsUnique page visitors
348 read the story to the endThat's 41% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Мы составили подборку музыкальных событий 1990-х годов. Это были разноформатные мероприятия, которые остались в памяти и повлияли на массовую культуру.

Лето – традиционная фестивальная пора, чуть ли не каждые выходные по всей России проходят музыкальные мероприятия разного масштаба и стилистики, некоторых из них, впрочем, отменяют. Ныне музыкальные фестивали – это обыденность, распространённая форма проведения досуга, и фестивалей такое многообразие, что поклонник любого музыкального жанра найдёт себе мероприятие по душе. Вместе с тем, фестивали грандиозного размаха, на несколько сотен тысяч человек, на сегодняшний день не проводят. 700 тысяч на «Монстрах рока» — это недостижимая цель для нынешних промоутеров.

Современная фестивальная культура зародилась в самом начале 1990-х годов, когда ещё существовал СССР. Рекордный по посещаемости музыкальный фестиваль прошёл в 1991 году. В отличие от легальных музыкальных мероприятий предыдущего десятилетия, фестивали 1990 годов проходили, разумеется, без участия комсомола и на коммерческой основе, однако среди новых фестивалей были мероприятия с ярко выраженными политическими целями. Обо всём по порядку. Перед вами подборка из 10 наиболее важных, запоминающихся и показательных музыкальных фестивалях 1990 годов. Некоторые из них были разовыми, но другие же эволюционировали в ежегодные шоу.

Мероприятия, представленные в подборке, стилистически разноплановые, с неодинаковой посещаемостью, но каждое из мероприятий дало существенный импульс в развитии массовой культуры.

Рок против террора @ Дворец спорта «Крылья Советов» в Москве. 6 апреля 1991 года.

Хэдлайнеры: Бригада С, Ва-Банкъ, Алиса, ДДТ, Наутилус Помпилиус

Главные герои русского рока 1980 годов собрались проявлять гражданскую активность, что соответствовало духу времени. Данное мероприятие было далеко не первым в череде многочисленных концертов с политической повесткой, но точно стало одним из самых резонансных. Фронтмены популярных московских команд «Ва-Банкъ» и «Бригада С» Александр Скляр и Гарик Сукачев, прогуливавшиеся по Арбату, были беспричинно задержаны милицией и доставлены в отделение, где Сукачев якобы был избит. После инцидента музыканты решили провести протестную акцию в форме сборного концерта, направленный против милицейского произвола. Инициативу поддержали СМИ – газета «Комсомольская правда» и телекомпания «Вид», обеспечив фестивалю полноценную информационную поддержку и придав политизированный окрас. СМИ выступили как полноценные со-организаторы фестиваля наряду со звукозаписывающей компанией «Фили». Решено было назвать мероприятие «Рок против террора», причём понятие террора понималось максимально широко, оно включало и запретительную политику по отношению к рок-музыке, и злоупотребления властью, и различные формы дискриминации. Процитируем анонс фестиваля:

Террор прессы, террор мафии, террор масскультуры… Прежние романтики-бомбометатели попали в компанию, в которой не поняли бы ровным счетом ничего. Сегодня уже трудно установить, «кто первым начал». Ясно одно: действие рождает противодействие, и пока террор — экономический, социальный, политический — остается средством самовыражения граждан, самолеты будут неуклонно угоняться, бомбы — взрываться, пули — свистеть, очереди за колбасой, где каждый терроризирует каждого, — звереть, а покой — только сниться.

Рок, конечно, не самое сильное средство от этого. Но и не самое плохое. Тем более что все чаще борьба с террором оборачивается тем же терроризмом.

Фестиваль «Рок против террора» длился в течение восьми часов. Собрался весь цвет русского рока. Помимо пострадавших от рук милиции и вдохновителей фестиваля Скляра и Сукачёва со своими командами, во дворце спорта «Крылья Советов» выступали Наутилус Помпилиус, Аукцыон, Авиа, Чайф, ДДТ, Мцыри и многие другие. В акции принимали участия группы из Грузии и Литвы, где в результате беспорядков уже погибли люди. Вырученные от фестиваля деньги должны были быть переданы пострадавшим в ходе этих кровопролитий.

Гарик Сукачев и Владимир Шахрин на импровизированнй пресс-конференции в гримерке. Фестиваль «Рок против Террора». Москва, Дворец Спорта «Крылья Советов», 06.04.1991.
Гарик Сукачев и Владимир Шахрин на импровизированнй пресс-конференции в гримерке. Фестиваль «Рок против Террора». Москва, Дворец Спорта «Крылья Советов», 06.04.1991.
Гарик Сукачев и Владимир Шахрин на импровизированнй пресс-конференции в гримерке. Фестиваль «Рок против Террора». Москва, Дворец Спорта «Крылья Советов», 06.04.1991.

В проведении мероприятия не принимали участия милиционеры, порядок обеспечивала «Ассоциация каскадеров России».

Вот как описывает фестиваль Александр Кушнир в книге про «Наутилус Помпилиус».

Фестиваль начался весьма помпезно чуть ли не на Ленинградском вокзале. Прибывшую из Питера внушительную рок-делегацию встречал бравурными маршами военный оркестр, недвусмысленно подчеркивая в непростых условиях локальных противостояний единство армии и народа. Следующим пунктом акции оказалась пресс-конференция, состоявшаяся в конференц-зале «Комсомольской правды». По свидетельствам очевидцев, журналисты, словно сговорившись, задавали дебильно-поверхностные вопросы, сквозь которые участники концерта с трудом пробирались, чтобы сказать что-нибудь по существу. Непосредственно сам фестиваль состоялся через день после пресс-конференции и представлял собой восьмичасовое шоу, проходящее фактически без пауз перед переполненным залом Дворца спорта. Одно из условий, выдвинутое администрацией «Крыльев Советов», гласило, что концерт должен закончиться к 23 часам. Соответственно, времени на настройку у музыкантов практически не было, и в среднем каждая группа успевала сыграть по 3–4 композиции. Правда, и за этот промежуток времени вполне можно было понять, кто есть кто — благо, за примерами для сравнения далеко ходить не приходилось.

Видеозапись «Рока против террора», в которой выступления артистов демонстрировались вперемешку с предельно политизированными репликами посетителей и музыкантов, активно транслировали спустя полгода, в августе 1991 года, после неудавшегося путча ГКЧП. Музыкальный фестиваль соответствовал общественной эйфории той эпохи, а русские рокеры утвердились в качестве настоящих общественных авторитетов.

Монстры рока @ Тушинский аэродром в Москве. 28 сентября 1991 года

Хэдлайнеры: AC/DC, Metallica, Pantera 

Впервые хардроковый фестиваль Monsters of Rock состоялся в 1980 году в Англии. К середине 1980 годов появилось турне Monsters of Rock с обоймой из самых популярных хард-роковых и металлических команд, а в 1991 году «Монстры рока» проходили в Центральной и Восточной Европы, в основном в бывших странах «восточного блока». Москва изначально не была анонсирована и августовский путч не способствовал проведению масштабного музыкального фестиваля, но всё-таки заключительный фестиваль прошёл в Москве 28 сентября.

Удивительным образом, но фестиваль, который собрал по разным данным от 700 тысяч до миллиона посетителей и вошёл в книгу рекордов Гиннесса как самое масштабное музыкальное событие, готовился за 20 дней.

Культовые музыкальные фестивали 1990 годов в России

Обстоятельства организации фестиваля в Москве подробно изложены в статье обозревателя M24.ru Алексея Байкова:

Делалось все в последней момент и по русскому обычаю — на авось. Date 2 Warner Inc (устроители шоу) уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. «В России революция? И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля? А, спрашивается, как mr Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно», — сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и «открывателем» техасских трэшеров был как раз Марк Росс. И все завертелось…

То есть «завертелось» по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла «война законов», никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем. Юрий Никулин довел председателя BIZ за руку до приемной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: «У вас будет сто калек на концерте, о чем речь…». Уговорили. Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего.

Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: «Умри, но сделай так чтобы пропустили». Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть еще не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную «точку невероятности», в которой на мгновение стало возможно все.

Еще сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы «Чайки» из гаража Совета Министров, «челночными рейсами» их гоняли в первый московский «Макдональдс» на Пушкинской.

Культовые музыкальные фестивали 1990 годов в России

Весть о музыкальном фестивале невиданного размаха с самыми актуальными звёздами невероятно модного тогда металла стремительно разносилась по всему Советскому Союзу. Рокеры, металлисты, да и молодые люди, не принадлежащие к субкультурам, со всей страны съезжались в Москву. К тому же вход на концерт был свободным.

Публика начала собираться за день (!!!) до концерта. Многие приехали в Москву на последние сбережения и ночевали прям на поле аэродрома в Тушино. Процитируем воспоминания ростовчанина Александра Проскурина, которому на тот момент было 17 лет о том, как происходила ночёвка перед «Монстрами рока».

Чем ближе мы подходили к аэродрому, тем чаще нам попадались разного рода типы неформальной наружности. Мы тормознули одного из них и стали расспрашивать о том, как попасть на поле и что там творится. Он сообщил, что в заборе есть пролом, и вот через эту дыру все и ходят на поле и обратно. Еще он сказал, что народу там уже до фига. И действительно когда мы нашли пролом в заборе и пролезли на летное поле, то увидели толпы народа. Многие сидели небольшими группами и выпивали, другие сновали туда-сюда…

… В ту ночь да дрова была разобрана часть забора вокруг летного поля, обломаны ветви ближайших деревьев и украдены почти все деревянные ящики продуктовых и овощных магазинов находящихся в округе. Ростовчане были слишком пьяны и ленивы, что бы ходить за дровами куда то далеко. Делали все гораздо проще: подходили к какой-нибудь тусовки садились на деревянный ящик, а потом немного поболтав уходили к своим прихватив с его собой. Таким образом у нас набралось достаточно дров, что бы развести огонь и немного погреться.

…Вскоре я увидел нескольких ментов, которые ходили от одной группы волосатых к другой. Когда они добрались и до нас, но ничего страшного не произошло. Они говорили всем в полуповелительной форме о том, что мол парни бухайте, веселитесь, но что бы никаких драк и потасовок.

Посетители фестиваля «Монстры рока» в Тушино
Посетители фестиваля «Монстры рока» в Тушино
Посетители фестиваля «Монстры рока» в Тушино

Но предостережения милиционеров были напрасны. Весь следующий день происходили драки и потасовки при обильном алкогольном возлиянии. По своему размаху они скорее напоминали боестолкновения (милиционеров было больше десяти тысяч). Народная молва нарекла фестиваль «Тушинским попоищем», что недалеко от истины. Только всмотритесь в эти кадры.

Адреналин был на пределе. Уровень организации чудовищный – туалетов не было. И это на 700 тысяч человек. А звук был такой мощности, что по свидетельству Сергея «Паука» Троицкого, у тех за сто метров от сцены было тяжело находиться, кишки выворачивало, например. Но все обстоятельства не помешали тому, что этот фестиваль как лучший концерт 1990 годов. Лучший рок-концерт должен быть брутальным.

Посетительница фестиваля «Монстры рока» в Тушино. 1991 год.
Посетительница фестиваля «Монстры рока» в Тушино. 1991 год.
Посетительница фестиваля «Монстры рока» в Тушино. 1991 год.
Монстры рока в 1991 год. Тушино. Вид сверху.
Монстры рока в 1991 год. Тушино. Вид сверху.
Монстры рока в 1991 год. Тушино. Вид сверху.

Лайн-ап состоял сплошь из маститых и актуальных звёзд. Выбивалась из общего ряда лишь группа Black Crows, а советская металл-группа «Э.С.Т.», наоборот, не ударило в грязь лицом. «Э.С.Т.» во главе с Эдиком Сагадеевым были выбраны для участия в фестивале в результате голосования.

Ну а теперь смотрите видео с этого концерта.

Gagarin party @ Павильон «Космос на ВДНХ. Москва. 14 декабря 1991 года.

1991 год был важнейшим для отечественной рейв-культуры. Тогда прошли первые масштабные вечеринки в Казантипе, а в конце года, 14 декабря, стараниями петербуржцев состоялось мероприятие под названием Гагарин-пати, событие, от которого можно вести летоисчисление российского рейва.

В принципе к 1991 году уже существовало несколько постоянных дискотек в Москве, но танцевальное движение в Ленинграде (переименованном осенью 1991 года в Санкт-Петербург) было на гораздо более высоком уровне. В 1990 году в Ленинграде уже функционировало объединение «Танцпол», которое открыло первый подпольный клуб. Неудивительно, что организаторами Гагарин-пати стали участники «Танцпола» Олег Цадиков, братья Андрей и Алексей Хаас. Но идея рейва принадлежала москвичам Ивану Салмаксову и Евгению Бирману, именно они предложили команде «Танцпола» провести вечеринку. Музыкальный критик Артемий Троицкий помогал пиарить вечеринку. Троицкий, тогда руководитель музыкальной редакции российского телевидения (РТР) вышел в прямой эфир незадолго до вечеринки и позвал зрителей в павильон ВДНХ, где проходил первый масштабный московский рейв.

Приглашение на вечеринку Gagarin-party
Приглашение на вечеринку Gagarin-party
Приглашение на вечеринку Gagarin-party

Вот что Троицкий рассказывал о Gagarin-party:

Надо сказать, что «Гагарин party» было мероприятием эпохальным. Ни одно событие, ни до ни после, не шло с ним в сравнение. Такого ощущения новизны, свободы и шага в новую реальность не было нигде и никогда.

Это была совершенно новая история. В то время наша музыкальная общественность плавала в проруби, ограниченной, с одной стороны, русским роком, а, с другой стороны, попсой. Это было либо «ДДТ», либо Пресняков и «Ласковый май». Электронная музыка была в новинку. Она была равно удалена как от рока, так и от попсы. В музыкальном плане это было ближе к попсе, к тому же «Миражу». Идеологически это было ближе к альтернативному року. Это виделось как совершенно новая история, и история замешенная, в первую очередь на гедонистическом отношении к жизни. То есть рок позиционировался как нечто интеллектуально-социальное, эстрада – как полное чмо, то рэйвы шли как гедонистическо-психоделическая альтернатива року. Психоделическая сторона была очень важна, поскольку с самого начала это было идеологически завязано на экстази.

Афиша Gagarin-party
Афиша Gagarin-party
Афиша Gagarin-party

Мероприятие было сугубо коммерческим. Космическое название было придумано в связи с тем, что был выделен администрации именно павильон «Космос». Спонсором выступила компания, которая занималась рыбными поставками, под названием «Кринта». Они выделили 10 тысяч долларов организаторам. Из расчётов выходило так, что мероприятие отбивалось в том случае, если бы пришло 500 человек. В итоге же Гагарин-пати посетили две с половиной тысячи гостей, включая космонавтов Гречко и Леонова, посла Франции и многих других удивительных персонажей.

Публика была очень разношёрстной. Вот как тусовку, собравшуюся на Gagarin party, описывает Алексей Хаас в своей автобиографической книге ««Корпорация счастья. История российского рейва».

Тотальная реклама вечеринки, бомбой разорвавшаяся в столице, всколыхнула первопрестольную, и на диковинное мероприятие пожаловали полчища разнообразных гостей. Здесь были все: молодежь в нарядах попугайских расцветок, одетые для офиса мужчины, женщины в мехах, подтянутые полуспортсмены, неформально одетые модники и уж совсем сомнительные мужики в меховых шапках.

Но все оказались очень дружелюбно настроены.

Неконтролируемость действия и яркий калейдоскоп собранной в одном месте разномастной публики побуждали гостей веселиться, кто как умел. Молодежь выплясывала под колонками, а бизнес-элита подкреплялась горячительными напитками. Пространства вокруг баров и подступы к ним были перегружены московской знатью. Женщины в шубах и мужчины в дорогих костюмах целыми компаниям и сидели за столами и энергично выпивали. Не имея возможности перешагнуть через представление о собственном статусе, они не смогли слиться с действом, смеяться, танцевать, а потому нашли себе приемлемое занятие, чем-то напоминающее так любимые ими ресторанные оргии. Громкая музыка жестко глушила пафос нуворишей, молодежь бесновалась, а за всем этим из-под купола с улыбкой наблюдал Юрий Гагарин.

Во время вечеринки. Фото из архива А.Хааса
Во время вечеринки. Фото из архива А.Хааса
Во время вечеринки. Фото из архива А.Хааса

В вечеринке участвовали техно-группа Not Found (один из участников этого проекта вскоре станет известным как диджей Грув), один из старейших советских электронных коллективов «Новые композиторы», группа «Л.Ю.К.И», парижский диджей Жоашен Гарро и целый десант из Риги, диджеи Янис, East Bam, Mr. Tape и McUncle U.

Диджей Жоашен Гарро (встречается вариант написания Иоаким Горро) приехал на Gagarin-party из Франции. 1991 год. Фото из архива А.Хааса
Диджей Жоашен Гарро (встречается вариант написания Иоаким Горро) приехал на Gagarin-party из Франции. 1991 год. Фото из архива А.Хааса
Диджей Жоашен Гарро (встречается вариант написания Иоаким Горро) приехал на Gagarin-party из Франции. 1991 год. Фото из архива А.Хааса

Вот так это вечеринка выглядела.

Фактически произошло знакомство столицы с рейвами. По свидетельству современников, в Москве тогда не было дискотек, которые бы проходили до утра. Gagarin-party оказалось очень успешным мероприятием. Менее чем через полгода прошла вторая вечеринка. Но самое важное, процесс был запущен – электронная музыка нашла свою активную аудиторию.

Белые ночи Санкт-Петербурга. 1992 – 1995

Фестиваль имени Анатолия Собчака можно было бы написать в кавычках. Мероприятие прошло практически через год после избрания Собчаком мэром. Устроителем  «Белых ночей» стал нынешний глава «Русского радио» и фонда «Федерация» Владимир Киселев. Состав оргкомитета фестивалявпечатляет гораздо больше нежели лайнап фестиваля.

В 90-е фестиваль существовал под патронатом мэра города Анатолия Собчака (председатель оргкомитета фестиваля). Кроме него и Владимира Киселева в оргкомитет фестиваля входили заместитель мэра по международным и внешне-экономическим связям Владимир Путин, начальник государственной налоговой  инспекции по Санкт-Петербургу Виктор Зубков, заместитель мэра по финансовым вопросам Алексей Кудрин (должности указаны по распоряжению мэра Санкт-Петербурга номер 927-р от 23.11.1993) и другие.

Мероприятие включало в себя две составные части – непосредственно концертную часть, выступали преимущественно звёзды евродэнса и арт-рока, и конкурс молодых музыкантов. Победители «Белых ночей» не гуглятся, но конкурс был международным, победители получали аж 20 тысяч долларов. «Белые ночи» проходили на нескольких городских площадках в течение трёх дней. Хэдлайнерами фестиваля были такие артисты, как Jethro Tull, Asia, Boney M, London Beat, Bad Company, Robert Plant, New Kids on the Block.

Появление фестиваля сопровождалось скандалом. Под названием «Белые ночи Санкт-Петербурга» с середины 1970 годов проходил масштабный фестиваль классической музыки, который вынужден был сменить название на «Звёзды белых ночей». Фестиваль классической музыки проходит до сих пор, в отличие от мероприятия, для которого отжали звучное имя.

«Белые ночи» должны были стать важным светским мероприятием города. Было анонсировано, что почетными гостями фестиваля 1993 года станут принцесса Монако Каролина, представители королевских домов Голландии и Англии, министр культуры Франции, мэры городов-побратимов Санкт-Петербурга. Участников фестиваля в телеграмме приветствовал президент России Борис Ельцин. Но все успехи фестиваля пошли прахом, когда Собчак проиграл выборы. Без административного ресурса фестиваль не проходил, а главный организатор «Белых ночей» стал фигурантом криминальной хроники.

Однако история фестиваля не закончилась в 1996 году. Музыкальный фестиваль проходил по случаю важных городских дат – в 2003 в ходе чествования 300-летия Санкт-Петербурга, а в 2006 в связи с саммитом «Большой восьмёрки». В 2011 году была предпринята попытка реанимировать «Белые ночи» в качестве ежегодного шоу, но после 2014 года мероприятие не проводится.

Продолжение статьи

Подписаться на VATNIKSTAN в телеграме || vk