«С 2014 года градус недоверия к собеседнику поднялся до невиданной высоты»

Продолжаем серию интервью с представителями интересных медиа-проектов. На этот раз общаемся с участником команды «Фото-Истории» и админом одноимённого телеграм-канала Антоном о воровстве контента, преимуществах телеграма как медиа-площадки и агрессии комментаторов.

Антон
Антон

— Вашему проекту уже шесть лет. Расскажите, как всё начиналось. Почему решили создать паблик, посвящённый истории в фотографиях?

— Ответ от основателя: История началась с того, что два одессита решили добавить к паблику с мемами «Студенту-Историку» новую группу под простым названием «Фото-история». Цель заключалась в том, чтобы в доступной и понятной манере излагать людям исторические факты, подкрепленные картинками. Создали группу первого января, когда пришли домой после новогодней вечеринки. Идея родилась как-то сама собой. Занимались, в первую очередь, сами. Тогда таких пабликов было мало и мы быстро вышли вперед, благодаря грамотным текстам и полезной системе навигации. Позже мы подобрали себе товарищей из числа россиян, которые болели историей так же , как и мы. Благодаря одному из них (Антону) мы сейчас начали работать с телеграмом и достаточно успешно.

— «Фото – История» — это коллективный проект? Сколько админов у паблика?

— Костяк администрации сформировался в 2011 — 2012 годах, на данный момент проектом занимается шесть человек. Расцвет паблика «Фото-Истории» — это 2012 — 2014 гг., именно тогда у всех было время и силы для постов. Собственно, я присоединился к команде в середине 2011 года. На карте мира администрация — это Украина и Россия.

— Как ты попал в команду? 

— Я в 2011 вёл курс «История кинематографа», на его основе решил делать паблик. На тот момент я уже видел сетку пабликов истории, и там как раз было сообщество о кино. Написал свое резюме, прошёл стажировку в «Фото-Истории» и через пару месяцев стал администратором.

Но с фотографией оказалось веселее. Администрация у всех пабликов пересекается, так что везде понемногу каждый что-то размещал.

— Сколько времени у вас занимает активность в паблике и в телеграм-канале?

— Час в день, я слежу только за телеграммом, пабликом занимается другой человек. В основном это дорога на работу и обратно.

— А работа и образование у вас как-то связаны с историей? 

— Образование у всей команды историческое. У меня, например, историко-архивоведение. А работа никак не связана с образованием. После дембеля пробовал пройти конкурс в исторический проект, но там 200 человек на место, и вот я вернулся на старую работу. Как у любого полупрофессионала мечта у меня отвечать за пиар музея, архивного фонда или исторического проекта.

— У вас активный телеграм-канал, который отличается от того, что вы выкладываете на VK. Это обусловлено особенностью формата или аудиторией? Кто вас читает на VK, а кто в телеграме?

— Канал и паблик не пересекаются, так как ведут их два разных человека. От паблика я лично ушёл, не могу разорваться. Мой любимый довод — аутизм. Только здесь не работает лайк, да и вообще любая обратная связь обрублена. Сидишь в доте, постишь портреты из семейного альбома и плакаты о вкусной и здоровой пище. И никто НИКТО не придёт тебе в комментарий рассказать, как ты не прав, что постишь такое.

Я использую накопленный архив пабликов, иногда фотоархивы. Иногда, если берётся незнакомая тема недели, изучаю интернеты. Часто присылают фотографии из семейных альбомов, у нас есть специальный альбом для подобного. К сожалению, часто это просто снимки фотографий, мы же просим именно сканы. Из последних вспоминается кадры из дела опознания останков Гитлера, с фотодокументами. В интернете этих материалов вообще нет.

У наших проектов мужская аудитория. На VK мужчины от 25 до 65 — это 70% читателей. По телеграму точной статистики нет.

— В социальных сетях и телеграме довольно много однотипных исторических проектов с фотографиями. Мне кажется, что они не только друг у друга воруют контент, но зачастую используют один и тот же архив BBC, известный как «История XX века в черно-белой фотографии». Так ли это? Как вы относитесь к воровству контента? 

— В 2011 году хороших пабликов можно было пересчитать пальцами одной руки. А где-то в 2012 — 2013 гг. начался бум history marketing. Делаете паблик, копируете посты пабликов исторической ниши, покупаете рекламу в огромных количествах – и вот у вас полмиллионный паблик по истории.

Мы же не коммерческая сообщество, куда нам со Скруджем тягаться. У нас зато уже было имя и узнаваемый почерк. Собственно даже читая копипасту, легко понять откуда взято описание фотографии. У «Фото-Истории» выработался иммунитет — у нас уникальная цифровой отпечаток и наше описание достаточно легко распознать. Когда-то в VK мы ходили по пабликам, которые копировали из нашего паблика, и тыкали носом, откуда этот пост. Но это быстро надоело, ибо слишком много их. Легче заниматься со своей аудиторией чем в пустую писать претензии.

А «воровство», кстати, привело к плодотворному сотрудничеству. Например, нас в телеграме начал кто-то читать из сотрудников Кунсткамеры и очень удивился, найдя фотографии из каталога. С тех пор работаем с ними. Так же было с «Русской планетой».

Открыл тут случайно рейтинг постов телеграмма и смотрю на свои посты, которые постил вчера, у сообщества покрупнее. Отписал им, да вот молчат. Интересно, как будет в телеграме с этим.

— У вас есть сторонние проекты — посвящённый агитации и паблик, на котором выкладываются исторические книги, а также замороженный паблик с фильмами. Расскажите про эти проекты. Ими занимается та же команда, что и основной «Фото-Историей»?

— Да, команда у нас на всю сеть одна, кроме «Агит-истории» (там новый администратор), а «Книго-история» это совместный проект с одним историческим сообществом. Самый прославленный паблик — это «Агит-история». Он попал в каталог журнала Афиша, пару раз уже получал Прометея. Собственно, канал в телеграме материалы из всех этих пабликов. Здесь нужно быть чуть шире.

— Как обстоят дела с монетизацией проекта? Закупают ли у вас рекламу? Есть ли да, то кого бы вы определили в качестве основной категории рекламодателей?  

— С рекламой не складывается с самого основания. У нас слишком высокий порог (ведь вся администрация — это историки) и детские проекты, вроде «очень важный исторический факт на каждый день» всегда вызывали недоумение и смех. То же самое с саморекламой. Первых 500 человек приняли на борт с подписчиков сетки, а дальше кропотливый постинг. Потом нас начали включать в подборки «best history Telegram» от журналов или пабликов, часто без нашего ведома и согласования описания канала (так, например, мы стали цитата «ботом присылающим потрясающие исторические фотографии».)

Обычная история: вечером в канале было 900 человек, завтрак и уже 1.500.  Поэтому для меня потрясение, когда, например, в коммьюнити исторических каналов публикуют цифры по вложению в развитие канала (что-то около моей зарплаты). Изначально мы были бессеребренниками и идейными, такими и остаёмся. В телеграме иногда делаем что-то при участии других каналов, например, пост о благотворительности для «Таких Дел» или про руины для «Архитектуры».

Хотелось бы видеть качественные и мощные каналы в качестве рекламодателей (хотя бы как концепция). Но я уже отчаялся ждать, мы чаще получаем предложения о продаже канала чем ссылки на годные проекты. Скоро начнём брать сами репосты из соседних каналов репост (да здравствует экология!)

Вообще, самое неудобное в Телеграмме, это понять откуда к тебе пришли подписчики. Я только недавно узнал о статистике здесь. Зато теперь гуглю название канала если откуда-то появились 200 человек.

— Год назад вы заявили о премии, которую должны были вручить авторам наиболее ярких исторических пабликов. Что из этого вышло?

— С премией мы опоздали года на два. Получили пару откликов и забыли.

— Вы создавали сайт. Но при этом сейчас им не пользуетесь. Почему? Сайт – это прошлый век? Будущее — это кросс-платформенные медиа?

— Сайт создали, чтобы наносить ветмарку на фотографии и быть где-то ещё, кроме VK. Потом просто закончились ресурсы для дублирования материалов, да и мастеров копипасты это неcильно останавливало. Да, кросс-платформенные медиа — это будущее, но сайт как архив и индексация в поиске тоже необходим.

Задавал этот вопрос Евгению Бузеву из «Она развалилась» спрошу и у вас: почему такие агрессивные пользователи в комментариях в исторических пабликах?

— У людей мало чего-то своего (частная собственность, личная жизнь), этакий пережиток суперколлективного общества. И вот иногда, История даёт человеку позицию за которую он должен стоять. В эпоху расцвета у нас было огромное количество комментариев, с хорошими темами, троллями. Где-то после 2014 это все затухло, какой-то градус недоверия к собеседнику поднялся до невиданной высоты. Возможно и из-за этого сейчас пустыня в комментариях.

— Кого бы порекомендовали читать в телеграме. 

— Караульного (чтобы быть в курсе), Красный Сион (чтобы не тонуть в повестке дня) и «Вершки и корешки» (чтобы не забывать о литературе и критике)

— Какие планы на ближайший год?

—  Сегодня снова попал в какой-то список, значит на днях перевалим отметку в 8.000 душ (перевалили — прим. ред.). В честь этого, скорее всего, буду открывать канал по современной (и не очень) фотографии  и с фильмами. Беда пока с названием и аватаркой (пока кружится что-то из песен «Гражданской обороны»). Это зависит от вдохновения.

Конечно, давит количество уже администрируемых и замороженных проектов.Главный мой недостаток — это прокрастинация и вытекающее из неё упущенное. Например, вовремя созданная коллективная солидарность VK могла бы помочь создать экосистему history пабликов, но уже не переиграть. Радует, что в телеграме это работает.

— А какое название думаете дать новому проекту? 

— Общество «Память».

— Желаю успехов! 

Пять кадров из телеграм-канала «Фото-История»

Горожане на митинге против возвращения дореволюционного названия города. Ленинград. РСФСР. СССР. 11 июля 1991 года.
Горожане на митинге против возвращения дореволюционного названия города. Ленинград. РСФСР. СССР. 11 июля 1991 года.
Книжный магазин в Копенгагене. Королевство Дания. 1899 год
Книжный магазин в Копенгагене. Королевство Дания. 1899 год
Продукты, которыми во время полета питались космонавты — члены экипажа космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Москва. РСФСР. СССР. 1962 год
Продукты, которыми во время полета питались космонавты — члены экипажа космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Москва. РСФСР. СССР. 1962 год
Позорный столб с фамилиями нарушителей дисциплины на ст. Ховрино. Московская область. РСФСР. СССР. 1932 год.
Позорный столб с фамилиями нарушителей дисциплины на ст. Ховрино. Московская область. РСФСР. СССР. 1932 год.
The Beatles. Лондон. Великобритания. 1967 год.
The Beatles. Лондон. Великобритания. 1967 год.

Оригинал записи

Подписаться на VATNIKSTAN в телеграме || vk