Афро-карибский культ Обиа: сделка с дьяволом

24 December 2019

Под занавес эпичного сборника с архивным Калипсо мы приберегли самые жуткие страшилки:

VA - Supernatural Calypso From Trinidad - 1934-40 - Obeah - продолжение*

Начнёт уже знакомый нам по предыдущим свидетельствам певец по прозвищу Рыкающий Лев (Roaring Lion). И не откладывая в долгий ящик, он сразу запевает песню о сукуянте Ионе - реальном историческом персонаже, практиковавшим Обиа в своём салоне на Джордж-стрит в столичном городе Порт-оф-Спейн. Внешне сукуянты ничем не отличимы от обычных людей, но по ночам они скидывают с себя кожу и, пряча её под камень, превращаются в огненный шар. В этом виде летают-рыщут эти вампиры-оборотни в поисках жертв, коими становятся спящие животные или люди, и высасывают их кровь. Подробнее о сукуянтах.

Напарницу Ионы, ведьму Лейху, Лев обвиняет в другой аномальной способности, называя оборотнем-лагаху (от французского лю-гару - вервульф). Развенчивая скепсис слушателей Лев рассказывает произошедшую лично с ним историю, когда эта парочка подкинула ему на дорогу гробик со змеями, головастиками и черепахами. Когда он оторопев остановился, из кустов выпрыгнула ведьма и, сыпанув на артиста горсть песка, прокляла на скорую смерть от её порчи. В жутком танце она стала кружить вокруг него, дёргаясь в конвульсиях. И вдруг гроб исчез прямо у него на глазах, а ведьма оторвалась от земли и улетела.

Как исследователям, нам интересно ещё и то, что Лев в этой песне привёл тексты заклинаний, которые произносят колдуны, чтобы летать, сбросить кожу или вновь облечься в неё. В завершении он обозначил Обиа как смертный грех. В этом с ним солидарен певец Гудини (Wilmoth Houdini), который от лица обиа-колдуна на старости начинает бояться дня расплаты. Ему всюду мерещиться дьявол, некогда научивший его магии, а теперь пришедший за его душой. Пытаясь защититься, Гудини зашивает в одежду бумажки с молитвами, и даже порывается исповедаться у священника.

Отметим, что стилистически это даже не Калипсо, а Калинда - особый жанр песен бойцов на палках (тринидадское боевое искусство). Считалось, что их стук (он чётко различим в музыке) отпугивает злых духов, ведь бойцы эти способны сражаться не только на физическом, но и на духовном уровне, а значит могут навалять и всякой нечисти.

Кем же были на самом деле эти колдуны?

Карибские колдуны, осужденные за обиа
Карибские колдуны, осужденные за обиа

Составим собирательный портрет со слов Лайонела Беласко (Lionel Belasco) - знакомый ему обиман был родом с острова Святого Винсента, но переехал практиковать на Тринидаде, прослыв высшего разряда чернокнижником. Он не брезговал порчей и за плату брался помочь в расправе над врагами. Впрочем, чаще приходилось делать заговоры на удачу, процветание и прочее, вроде любовных приворотов*. В частности, в песне описан весьма популярный у находящихся в розыске бандитов заговор от полиции, наделяющий неуязвимостью: в комнате с полками, уставленными горящими свечами беглец уселся в ванную с морской солью, а колдун зажёг курительницу с ароматическим маслом и, читая раз за разом библейский псалом, подбрасывал на огонь какие-то химикалии.

Беласко рекомендует скептикам посетить знахаря и лично убедиться в его силе, если не побоятся, конечно. Антураж тот создавал, что надо: на двери его хижины висел скелет, да и внутри было от чего поёжиться. Достаточно уже того, что посетителей он встречал с обвивавшей шею ядовитой змеёй-мипипире на плечах.

А вот, что поведает нам Гунн Атилла (Atilla The Hun) в дуэте с Господином Душеприказчиком (The Executor) про обимана Джима Конго, прибывшего из Африки и завоевавшего репутацию самого сильного мастера обиа за всю историю Тринидада. Во-первых, Джим владел гипнозом и нагонял на посетителей жуткий страх, подкрепляемый всякими шоу, типа зрелища обезглавливаемой жабы, продолжавшей прыгать вокруг, разбрызгивая кровь. По части антуража Джим на голову превзошёл описанного ранее мастера - его приёмную украшали аж 7 скелетов, все с жуткими гримасами на "лицах". Домашним животным колдуна был попугай, зачем то целиком выкрашенный им в красный цвет. Джима обвиняли в некромантии, но основной специализацией были семейные раздоры - к нему обращались любовницы, желавшие отбить мужчин у их законных жен.

Шашни с дьяволом не только наделяли колдунов сверхъестественными способностями, но и могли изменить их сущность, например, превратить в сукуянта. Ещё одну карибскую страшилку об одной из таких ведьм расскажет всё тот же Душеприказчик. Женщину ставшую демоном в результате сделки с дьяволом звали дьяволица Ладжаблес.

В песне ей приписывается вина в похищении и убийствах людей, в частности, рассказывается о серьёзно взволновавших народ слухах про без вести пропавшем индусе Нарбадине из деревни Святого Якова. По свидетельству молвы по дороге он присел на бревно у ручья отдохнуть и почитать книжку. Внезапно вокруг всё потемнело и он услышал шёпот своего ангела-хранителя: “Беги скорее домой и берегись”. Но вдруг пред ним предстала странная женщина в белых одеждах, перепугавшая его до смерти. Она взяла парализованного страхом парня за руку и увела в горы, где заточила в своём склепе. Там то бедняга и встретил свою судьбу. По заверениям Душеприказчика в подобную оторопь колдуны способны были вгонять своих жертв, прибегая к гипнозу.

За сим всё. Берегите себя. А мы уже приметили, куда копать дальше - в наших руках уже имеется диск с редчайшими чантами культа Обиа, записанными на Ямайке ;)

#Rastafari #Rasta #Roots_n_Culture #Religion #Afro_Caribbean_Cult #Syncretism #Trinidad #Calypso #Obeah #Voodoo

* начало рассказа про Обиа