ВДНХ
6407 subscribers

ВДНХ в лицах: архитектор Иван Таранов

Иван Георгиевич Таранов родился 3 февраля 1906 года в семье военного инженера в городе Зегрже под Варшавой. В семье было четверо детей, две сестры и два брата, Иван был младшим. Родители с детьми вскоре переехали в Каунас, тогда Ковно. Потом, еще до войны, семья вернулась в Харьков, в родовой дом прадеда Таранова-Белозерова. От рождения и сам Иван Таранов носил двойную фамилию: Таранов-Белозеров. Позднее в Москве молодой Иван будет вынужден отказаться от второй, дворянской фамилии ради продолжения обучения в аспирантуре Академии архитектуры.

ВДНХ в лицах: архитектор Иван Таранов

В 1923 году Иван Георгиевич поступил в Харьковский художественный институт на архитектурный факультет, которым тогда руководил замечательный архитектор Сергей Саввич Серафимов. Учился под началом Самуила Мироновича Кравца. Дипломный проект водолечебницы на Черном море юного Таранова-Белозерова был отмечен в журнале «Зодчество» в 1928 году как лучший, а автор был награжден поездкой в Соединенные Штаты (правда туда он так и не съездил).

С 1929 года молодой архитектор строит шахтерские поселки в Рубежанске, Горловке, Сталино. В 1930 году совместно с Я. Лихтенбергом он проектирует кинотеатр на 1000 мест в Запорожье. В том же году в Москве специально для проектирования московского метро создается институт Метропроект. И вместе с группой молодых архитекторов — В. Андреевым, Я. Лихтенбергом, А. Душкиным, Б. Примаком и другими — Иван Таранов приезжает в Москву. Он полон энергии, занимается всеми станциями, даже проектирует вагон для поезда метро и почти сразу становится заместителем главного архитектора Метропроекта. Вскоре объявляют конкурс на станцию первой очереди метро. Проект станции «Сокольники» — первой станции метро в Москве, выполненной архитектором Надеждой Быковой и Иваном Тарановым, — получает право на строительство. Это был огромный успех! Впоследствии Иван Таранов и его жена Надежда Быкова проектируют в Москве более десяти станций метро! «Новокузнецкая», «Белорусская» (радиальная), «Белорусская» (кольцевая), «Тургеневская», «Спортивная», «Измайловская», «Щелковская», «Проспект Вернадского»…

В это число входила и станция «ВДНХ», работа над которой принесла разочарование авторам. Дело в том, что в ходе строительства было решено серьезно сэкономить и станция лишилась спроектированных арок с орнаментом зеленой с золотом флорентийской мозаики — работы знаменитого Фаворского. Изысканное художественное оформление станции запретили, распалубки покрасили зеленой масляной краской.

Благодаря своей энергии Иван Таранов в 1936 году получает первую премию на конкурсе за проект павильона «Механизация» к Выставке 1939 года (который он сделал вместе с другом Виктором Андреевым), по своей архитектуре совершенно противоположного принятому уже тогда направлению советского неоклассицизма. Это параболический, открытый пространству ангар, выполненный в прозрачных металлических конструкциях. В 1937–1938 годах шло строительство павильона «Механизация» и обустройство площади перед павильоном с 30-метровым изваянием Сталина скульптора С. Меркурова, а 1 августа следующего года Выставка открылась. Ивана Таранова и Виктора Андреева, как и многих других архитекторов, ЦК партии планировал наградить орденами за их вклад в грандиозный успех Выставки. Ивану, как старшему архитектору проекта, полагался орден Ленина, а Виктору — орден Трудового Красного Знамени. Однако Иван отказался получать награду выше по статусу, чем его близкий друг Виктор. Дело дошло до скандала, Иван Георгиевич настаивал, что и Виктор Андреев достоин ордена Ленина. В итоге оба друга получили по ордену Трудового Красного Знамени.

Мы публикуем снимки, ранее не доступные широкой публике, — репортаж со строительства и открытия павильона «Механизация» в 1937–1939 годах.

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/vdnh