Как построить строительную корпорацию

ВЫПУСК №11. В нашей уютной студии Александр Дубовенко, управляющий партнер Корпорации Good Wood. И поговорим мы о сложном и любимом бизнесе – строительстве индивидуальных домов. Наш гость расскажет о многочисленных инновациях в своей компании и в отрасли, о ярких успехах и фатальных провалах.

Хотите узнать, кто придумал технадзор, работающий на стороне заказчика? Можно ли построить дом за 100 дней и 5 млн. рублей? Сколько убытков приносят эксперименты Good Wood? Чем грозит строительной компании сотрудничество с видео-блогерами? Кто придумывает новые маркетинговые «фишки» в Корпорации? Присоединяйтесь к эфиру!

VDT – канал, где мы много и по делу будем говорить о рынке элитной недвижимости и строительстве частных домов. Владейте, Двигайте, Творите вместе с нами!

Обязательно подписывайтесь прямо сейчас на наш канал на YouTube! Канал о рынке элитной недвижимости и строительства.

На страницах блога мы будем публиковать текстовый вариант интервью. Но если у вас есть достаточно времени для просмотра оригинальной версии – рекомендуем смотреть!

Выпуск полностью можно смотреть в YouTube или здесь:

Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Group

Дорогие друзья, всем привет! Сегодня у нас 11-й выпуск блога «Владение. Движение. Творение», а значит, можно констатировать факт начала второго сезона. Может быть, вы даже обратили внимание, я пересел на другое место, чтобы вам было удобнее ориентироваться в сезонности. Куда я сяду в третьем сезоне, пока загадка, потому что я сам еще не решил.

Сегодня у меня в гостях мой давний знакомый и, не побоюсь этого слова, идейный вдохновитель – Александр Дубовенко из компании Good Wood.

Почему идейный вдохновитель? Потому что иногда так бывает, что у нас какие-то идеи только рождаются, а я смотрю, ты их уже выполняешь, осуществляешь. Я могу тебя характеризовать как бизнес-экспериментатора. Мы в свое время тоже очень много экспериментировали в бизнесе, и многие наши эксперименты были, мягко говоря, не очень. Не очень правильно закончились. Я знаю, что и у тебя не все эксперименты «выстреливают».

Ты можешь перечислить свои самые масштабные бизнес-эксперименты и распределить их по категориям? Успешно, не успешно и пока еще не реализовано и непонятно.

Александр Дубовенко, управляющий партнер в Корпорации GOOD WOOD

Все, кто занимался деревянным домостроением, они продавали только коробки, то есть домокомплект, а дальше сам клиент должен был соединять, например, делать где-то фундамент по рекомендации от компании, то есть, компания не брала ответственность за весь комплекс.

Сейчас это странно звучит. Почему-то мы первые, кто это сделал – ввели так называемое «спецпредложение», странное слово. Почему спецпредложение? Название даже странное. Сейчас везде эти спецпредложения, хотя никакого спец в этом слове нет, но, тем не менее, это комплексный продукт от начала до конца с фикс-ценой. Его просто не было на рынке.

Второе – это личный кабинет. Это то, что мы придумали.

Дальше – слово «технадзор». Обычный технадзор – это человек со стороны заказчика в службе заказчика, который надзирает, то есть собственный внутренний не называется технадзор. Это ОТК или отдел качества. Мы почему-то придумали, что так называем технадзор, работающий на стороне заказчика. Наберете в поиске «технадзор, работающий на стороне заказчика», будет порядка 100 компаний. У всех технадзор есть, и у всех работает на стороне заказчика. Такая интересная штука. Это из удачного.

Из того, что не реализовано. Сейчас я активно занимаюсь уберизацией, потому что я понимаю, что рано или поздно компьютерные парни всех съедят. Как в свое время «Яндекс. Такси» стал такси, как Booking стал гостиницей. То есть, сейчас владеть Booking намного круче, чем владеть сетью гостиниц, хоть и мировой. Или владеть anywayanyday круче даже, чем владеть самолетами, если у тебя это работает.

Поэтому я понимаю – либо я буду там и буду как-то сам в этом участвовать, либо меня. Я выбрал все-таки быть там, пока там не все так просто, но, по крайней мере я могу точно сказать, что наша компания, я лично и много моих знакомых друзей – на переднем крае всего в России, что делается в плане уберизации и так называемых разных market place.

Алексей Аверьянов

Вот еще спрашивают: «Александр, как идет развитие проекта «Дом за 100 дней»? Это тоже эксперимент?

Александр Дубовенко

Да, это классический эксперимент. Пришли ко мне блогеры, которые что-то там на коленке нарисовали, какую-то странную историю.

Я говорю: «Ребята, я не очень понимаю, что вы тут нарисовали. Честно говоря, не очень понимаю перспективы, но давайте мы хотя бы добавим профессионализма. Если у вас архитектор что-то нарисовал, но забыл, что дверь входная нужна, условно говоря, что кровать в комнате должна помещаться. Давайте мы вам дадим архитектора, он вам поможет ваши идеи немного систематизировать. Потом дадим конструктора, который сделает проект. А дальше будет видно». Соответственно, мы сделали проект – AR, все рабочие проекты – и выложили их в сеть. Пожалуйста.

Сейчас без конца поступают запросы, мне менеджер говорит: «Мне вот тут уже этот дом за 100 дней». У меня блог более красивый, а есть строительные блоги – там прямо «мясо», как молотком вбивать и все такое. Вот они все это распиарили, и у нас по десять обращений в день: дом за 200 дней, дом за 100 дней, пять миллионов. «Нет, ну как же так? Давайте поговорим».

В общем, миллион обращений, толку ноль пока, но, тем не менее, мы два дома строим. Он народный, скорее всего, получится. Два дома мы строим. Мы разыграли лотерею: за полцены двум человекам строим. СтройХлам, есть такой блогер. Он строит, мы помогаем. Возможно, что-то из этого получится. Главное, чтобы убытков не было от всех этих экспериментов, потому что просто не хватит денег на финансирование основной деятельности.

Алексей Аверьянов

То есть, пока этот эксперимент не завершен, о результатах говорить пока рано, но он в процессе?

Александр Дубовенко

Да, но проект красивый. Все смотрят.

Алексей Аверьянов

Я не могу не спросить тебя про еще один эксперимент – назовем его «корпорация с видеоблогером». Тут уже поступают вопросы. Я про строительство дома Дмитрию Портнягину. Вопрос от зрителя звучит так: факап с «Трансформатором» ведь в итоге дал большой выхлоп или не дал?

Там особо факапа не было, слава богу, сейчас дом достроен, все хорошо. К сожалению, интеграция с видеоблогерами, и не только с «Трансформатором», нам ничего не дала. Вообще ноль.

Единственное, - я зафанател от YouTube, я благодарен Диме за, что он рассказал и показал мне, как это работает. В итоге коллаборация оказалась бесполезна, потому что аудитория просто мало пересекается. Шумихи много, а выхлопа практически нет никакого. У нас, в принципе, вся эта история получилась в минус.

Кроме того, советую всем строителям, которые нас смотрят, быть очень осторожными с видеоблогерами. Я сейчас не говорю про конкретных лиц. Потому что у них интересная история: договариваясь с ними на словах, начинаешь что-то физически делать. Чем больше вы сделаете, тем в большую зависимость вы попадаете, потому что в любой момент он может сделать выпуск, что вы оказались плохими и так далее.

Получается, он в любой момент может сделать вам очень больно и очень плохо, а вы не можете сделать ничего.

Алексей Аверьянов

То есть, ты говоришь о том, что если и должна быть какая-то рекламная интеграция, то она должна быть краткосрочной?

Александр Дубовенко

Да, я советую никогда не заниматься бартером. Вам что-то надо, вы заплатили за один выпуск, вы посмотрели, как это сделали, и лучше заплатите деньгами. Потому что там иначе будет хуже.

Алексей Аверьянов

Какие у тебя вообще договоренности с твоими партнерами по экспериментам? Кто вообще принимает решения и кто несет по ним ответственность, кто по ним получает бонусы? Ты же являешься в основном инициатором?

Александр Дубовенко

Да, я инициатор всех экспериментов. Сейчас я стараюсь делать такие эксперименты, которые не требуют каких-то серьезных финансовых вложений, но у меня есть еще компаньоны. Естественно, если надо на что-то тратить серьезные деньги, я все-таки уведомляю, спрашиваю какой-то совет, их реакцию.

Алексей Аверьянов

Сейчас наверняка нас смотрят представители других строительных компаний, которые все-таки выступают за какой-то цивилизованный подход на рынке и которые его пропагандируют, собственно. Давай поразмышляем, что мы можем все вместе как представители цивилизованного рынка сделать с этим диким рынком, как-то его поставить на место? Как нам вообще побороть частных прорабов и гастарбайтерские бригады?

Александр Дубовенко

Да, борьба с диким рынком является одной из моих главных целей. И это даже надцель. Мы это сделаем не для своей компании, а для всех. Я уже давно говорил, что я лично не хочу, чтобы моя компания бесконечно росла, то есть размер, который у нас сейчас есть, меня полностью устраивает. Мы строим порядка 300 домов в год, и я не хочу строить 500, 1000, 5000 домов. У меня нет таких целей. Я надеюсь, что я смогу себя ограничить и остаться на этом уровне, потому что больше нет никакого смысла.

Но, тем не менее, есть надцель – борьба с серым рынком, потому что рынок строительства ужасный – там очень много обмана, очень много потом недовольства в итоге тем, что ты купил, и существенное изменение стоимости по ходу строительства, то есть, вход с одной ценой, на выходе другая цена. Это прямо очень плохая история.

Что конкретно мы можем сделать? Первое – то, что я уже делаю и советую всем делать. Орать, кричать, чтобы те, кто сидит наверху услышали одну очень простую мысль: большинство домов финансируется из кармана наличными, эти наличные передаются жителям Средней Азии, и эти деньги, абсолютно без налогов, вывозятся в страны Средней Азии.

Соответственно, когда эти люди, которые хоть о чем-то думают, они же должны думать, у них голова есть, поймут, что это невыгодно для страны, что для страны выгодно, чтобы эти деньги этот человек отдал тебе или мне, а не жителю Средней Азии. Потому что мы наймем нормальных людей, они будут платить налоги и - даже если они не будут платить налоги, - они хотя бы эти деньги будут тратить здесь в стране. И для экономики это намного выгоднее. Когда эта простая мысль туда дойдет, что пока страна находится в кризисе, надо принимать решение – закончить кормить те страны и начать свою страну кормить.

Второе – нужно ввести стандарты. То есть, мы все должны договориться, что такое дом и что такое оффер на его строительство. Допустим, можно ли дом строить без окон или нельзя, можно ли дом строить без отопления или нельзя, можно ли дом строить без полов, как мы, кстати, строим – вопросов нет. Просто с лагами.

Алексей Аверьянов

Как считать площадь?

Александр Дубовенко

Как считать площадь, да. Мы его считаем по осям, чтобы больше было. Нужно ли нормы по энергосбережению где-то соблюдать или нет? Если ты их не соблюдаешь, нужно ли это писать? И вообще, нормы по энергосбережению есть или нет? И так далее. То есть, стандарты, дальше – борьба со Средней Азией.

Следующий момент, очень важный – страховка ответственности. Во многих странах, когда ты что-то строишь, автоматически должна покупаться страховка от каких-то косяков. Например, что-то протекло. Ты можешь даже не искать строительную компанию, ты обращаешься в страховую, она обязана тебе все сделать – найти кого-то и все сделать. Отличная идея! Обязательное страхование на пять лет этих рисков моментально цивилизует рынок.

Если ты не можешь дом ввести в эксплуатацию без этой страховки, то страховая компания начнет задавать вопросы – а кто это строил и по каким стандартам? Если человек скажет, что сам строил или нанял дядю Васю, то страховая начнет делать исследование этого дома. Соответственно, страхование тоже моментально цивилизует рынок – станет выгодно качественно строить. Сейчас финансово выгодно строить некачественно и обманывать всех. Когда ты делаешь хорошо и качественно, ты теряешь прибыль до нуля. Получается странная история. Сейчас рынок провоцирует появление мошенников.

Алексей Аверьянов

Пройдемся по вопросам от зрителей. Какой самый дорогой дом построил Good Wood и где?

Александр Дубовенко

Самый дорогой дом. У нас несколько дорогих домов. Порядка 40-70 миллионов – такой диапазон. Почему я точно не готов ответить? Я знаю, что самый большой контракт у нас был на 200, но там несколько домов, поэтому я не помню, сколько стоит дом.

Даже эти 40-70 – я не помню, это один дом или два, с гаражом, с баней, потому что почти все дорогие объекты комплексные. Но договор самый большой – 200, а там уже где-то 40-70.

Алексей Аверьянов

Как поживает эксперимент с отказом от телефонных звонков?

Александр Дубовенко

Да отлично. В целом я очень рад – я действительно не получаю телефонные звонки. Единственное, в один момент негатив один был. Мне позвонили, когда была сомнительная транзакция. Кстати, интересная история. Сейчас расскажу, откуда они взялись. Мы были в «Макдоналдсе» в Финляндии. У меня группа – 20 человек. И завтракать решили в «МакКафе». Там, кстати, завтраки еще более-менее. Ну, просто решили, тут по дороге, как раз перед выставкой.

И вместо того, чтобы консолидировать один заказ, я сказал: давайте, заказывайте. И там несколько групп. В общем, у меня 20 или 30 заказов по два евро, по пять евро, по 10, по 20. Очень много мелких. Естественно, для банка это было подозрительно, что делать? Банк звонит на телефон. На телефоне до свидания. И, естественно, блокирует карту. Ребята, карта заблокирована. Но потом оказалось, что достаточно легко через личный кабинет разблокировать, то есть, необязательно общаться голосом. Так что, одна такая штука возникла. А так все отлично. По телефону мне действительно нельзя дозвониться. Кто знает секрет, а секрет очень простой – звонить в WhatsApp, в Telegram или в Viber – его звонки проходят. Так что, в принципе, мне можно дозвониться на самом деле.

Алексей Аверьянов

Какие рекламные площадки наиболее эффективны для вас, для продвижения стройки?

Александр Дубовенко

Честно скажу, есть правило, что половина маркетинга не работает. Мы не знаем просто, какая. И я честно признаюсь, что у нас такая же ситуация. Мы, конечно же, знаем, что есть такие понятия как сквозная аналитика, все эти умные слова знаем: CRM, откуда что пришло, цена клика, лиды, конверсия и так далее. То есть, слова знаем, но толку от этого немного. Почему?

Потому что принятие решения достаточно долгое – есть люди, которые думают шесть лет, есть люди, которые что-то там спроектировали два-три-пять лет назад, ушли. Потом бывает такое, что начинают строить не с нами, уже на фундаменте понимают, что зря изменили любимой компании, надо вернуться. Всякие истории бывают, поэтому отследить это все достаточно сложно.

Но я могу сказать, на что мы тратим деньги. Эффективно оно или нет, я не знаю. Конечно, мы тратим. У нас вообще секретов нет, у нас рекламный бюджет – 5,5 миллионов рублей. Мы это тратим ежемесячно.

Алексей Аверьянов

Раньше 10 было, по-моему, ты говорил.

Александр Дубовенко

На самом деле, больше. Я сейчас понял, что больше, потому что сюда не входит реклама девелопмента. Почему он не входит? Потому что мы сейчас стали чуть более наглые, и мы не финансируем рекламу поселков, в которых мы работаем. Мы договариваемся, что ежемесячное финансирование – обычно 300-500 тысяч рублей – идет от поселка, и мы этой суммой управляем, закидываем ее куда-то и, соответственно, в этот бюджет (5,5 миллионов) это не входит. Так что, если там все подсобрать, может быть, эта десятка и получится. То, что я вижу в отчетах – это 5,5.

Из этого примерно два миллиона – это директ: «Яндекс. Директ», Google AdWords. Дальше, блог – 600. Иногда вылезаем. Это на YouTube. Дальше – тысяч сто продвижение в Instagram, может быть, чуть больше с человеком, который его ведет, обрабатывает фотки. У нас сейчас порядка 20 аутсорсеров. На каждую узкую вещь аутсорсеры, то есть Instagram – тысяч 100, 100-200 – Facebook, «ВКонтакте», посты плюс какое-то мини-продвижение.

Дальше – мы в разных городах проводим семинары для строителей. Раньше делали для клиентов, сейчас для строителей – пропагандируем. На это тоже может быть 500 в месяц уходит. И так далее и так далее – набегает. Но больше всего мы тратим на директ и блог, пока блог 600, потом, как только 100 тысяч достигнем, я планирую чуть снизить, потому что мне просто физически тяжело столько сниматься.

Алексей Аверьянов

С чего больше прибыль – с частных строек или со строительства организованных поселков, девелопмента?

Александр Дубовенко

На девелопменте у нас пока не получилось заработать. И, в принципе, я думаю, что мало у кого вообще получилось. Если бы это был прибыльный бизнес, мы бы увидели кучу девелоперских проектов. Хорошие девелоперские проекты, конечно же, есть. В частности, придется прорекламировать, но не себя, а проект – «Олимпийская деревня» Ирины Винер в Новогорске. Я там живу, снимаю домик. Купить я его пока не могу, потому что я не понимаю, как можно отдать 100 миллионов за таунхаус 200 метров. Ну, сейчас он меньше стоит, кризис – уже 70, но все равно безумные деньги. Но за счет чего успешен проект. Я уверен, за счет удачного куска земли. Локейшен там какой-то фантастический.

Алексей Аверьянов

И инфраструктура, которую они там сделали.

Александр Дубовенко

Да, ввалили денег. Но локейшен, мне кажется, круче, чем Рублевка. Потому что у меня 300 метров от Москвы и до МКАД я доезжаю, в отличие от рублевских ребят, за 10 минут максимум. Это в самые плохие пробки. Прорекламировал место.

К чему я говорю? Да, такие проекты есть. Но опять же уверен, что они базируются на удачных кусках земли и действительно очень большие положения. А вот просто поселков таких системных, эконом-класса, среднего класса я особо не вижу, в основном это УБПшки.

Алексей Аверьянов

Просто рассказать про ваш опыт выхода в регионы со своими филиалами. Какой алгоритм?

Александр Дубовенко

В целом, я могу так сказать: мы выходили в четыре региона. Из одного вышли назад, то есть факап, еще один наш эксперимент. Это Казань. Может быть, мы зря оттуда ушли, может, нет, я сейчас сам не понимаю. Мы как считали?

Тут можно двумя способами считать: с одной стороны, маржа, которую ты зарабатываешь с региона, она точно покрывала издержки на офис. С другой стороны, мы считали, что наш маркетинговый бюджет – 6-8% от выручки, и если мы какой-то офис открываем, то это как дополнительные продажи, дополнительный маркетинг. И вот эти 6-8% они не покрывали. Ну, мы и закрыли тогда. Не знаю, правильно или нет, посмотрим. Сейчас мы работаем в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде.

Алгоритм открытия офиса достаточно простой – едешь туда, ходишь по улицам, смотришь на окошки, «Аренда», находишь собственников – помещение нашел. Сделал там хороший ремонтик, нанял персонал, запустил рекламу в директе, а в начале можно еще щиты повесить, такую шумиху создать. И все – вперед и с песней!

Алексей Аверьянов

Это именно филиалы? Они вам полностью подчиняются?

Александр Дубовенко

Конечно.

Алексей Аверьянов

Расскажи подробнее про свой видеоблог. Что явилось триггером для его запуска? Сколько ты тратишь на это времени? Сколько денег ты уже сказал. Как ты вообще выбираешь гостей и сюжеты?

Александр Дубовенко

Очень просто. Как я уже сказал до этого, одним из вдохновителей чтобы обратить внимание на YouTube был Дмитрий Портнягин, потому что когда я у него снялся в первом выпуске – это была абсолютно рекламная съемка – мы увидели всплеск посещаемости сайта. На цифрах могу сказать. Если у нас обычно 4000 в день, тогда на следующий день посещаемость у нас поднялась до 12 000. Да, это временный всплеск, он мало что дал, это не совсем наша целевая аудитория.

Но, тем не менее, я вообще увидел, что YouTube – это работающая вещь, потому что до этого я вообще не воспринимал YouTube как серьезный инструмент. И сам Дмитрий мне сказал: «А чего вы свой блог не делаете? Это же достаточно просто». Я подумал, а чего я его действительно не делаю? Посмотрел каналы, какие есть, ничего не было практически, увидел, что почти все эти вещи, которые есть, они про то, как гвоздь правильно прибить к доске, то есть для самостройщиков и в эконом-классе.

Алексей Аверьянов

Как телеканал «Бобер».

Александр Дубовенко

Да, в эконом-классе. А каналов для 10-20-30-миллионных заказчиков, у кого бюджет 10-20-30, чтобы не самому гвоздь вбивать, а как правильно помещение спланировать, как правильно вообще заказывать дом, как в нем жить. Таких каналов нет вообще.

По крайней мере, я не видел, не нашел тогда. И мы решили, что это наша ниша, давайте попробуем.

Алексей Аверьянов

Какие перспективы в музыкальном направлении? Будут ли продолжаться концерты в консерватории?

Александр Дубовенко

Пока мы приняли решение эту тему закрыть. Мы 10 лет подряд делали эти концерты, звали туда клиентов. Ты наверняка был на нескольких. Бюджет всего этого мероприятия примерно два-три миллиона рублей. Плюс еще афтепати, от которого на утро голова болит, потому что без этого тяжело такую грандиозную вещь сделать. Я знаю, ты уже не употребляешь некоторое время, тем не менее, когда-то у тебя было такое.

Получается достаточно дорого, клиенты говорят, конечно, что классно, спасибо. Но это «спасибо» ничего не дает, ты лучше дома строй хорошо, тебе еще больше спасибо скажут. Кроме того, мы поняли, что нам жаль эту традицию, но пока мы приняли решение, что все, в этом году последние мероприятия мы провели – Нижний, Питер и Москва.

Алексей Аверьянов

Как вам канал энтэвэшника Глеба Пьяных про стройку?

Александр Дубовенко

Неплохой канал. Он снял про нас какашку, что вот в Good Wood цены в два или три раза больше. Конечно, ошибся он в расчетах очень сильно, там видно. Сначала первая реакция – негативная. Более того, он прокрался с камерой, с сыном. Сына заставил снимать. Мы могли моментально забанить ролик, но мы подумали – в этом ролике нет ничего плохого.

Мы сейчас этот ролик на семинарах показываем: смотрите, как люди считают, каким образом можно достаточно быстро человека сбить с толку, показать, что компания кучу зарабатывает, цены завышены в три раза, и типа дайте деньги мне, я все сделаю. А потом в итоге за эти деньги ничего физически невозможно сделать, потому что он забыл это, это, это. Там такие фразы, например, цитирую: «Бетон – 5000 рублей». Умножил на кубы, получил стоимость фундамента. «Ну да, там еще арматура». А по цене любой профессионал знает, что в фундаменте цена бетона и цена арматуры примерно одинаковая. Это не «там еще арматура», а она столько же стоит, сколько бетон обычно.

Алексей Аверьянов

Зрители говорят, что им показалось, что это скрытая реклама. Представляешь?

Александр Дубовенко

Скрытая реклама кого, меня?

Алексей Аверьянов

Good Wood на канале Глеба Пьяных.

Александр Дубовенко

Нас все время обвиняют, что мы всех покупаем. Сейчас скажут, что и тебя купили. Ну тебя-то уж точно не покупали. Когда появилась в «Строй Клабе» у нас коллаборация: «О, они купили «Строй Клаб». А это не тот человек, которого можно купить. Дальше Пьяных: «А, все купили Пьяных». Понятно, то есть, им показалось, что это скрытая реклама. Ну и хорошо.

Алексей Аверьянов

Есть ли сейчас в интернете market placement, в котором собраны все проекты домов от разных компаний – Good Wood, «Терем», «Зодчий» и так далее? Если есть, скажите.

Александр Дубовенко

Отличный вопрос. Это, похоже, кто-то пытается нам рекламу сделать, кто-то свой пишет. Значит, такого market place нет, есть market place с проектами – типа «500 проектов», plans.ru, еще что-то. Может, ты даже лучше меня знаешь весь этот список. House.com?

Алексей Аверьянов

Houzz.

Александр Дубовенко

Да, их несколько. Ну. мы не будем все рекламировать. Собственно, наберите «проекты домов» и у вас выйдет. Где-то пять-шесть агрегаторов проектов есть, которые продают проекты, и там же иногда предлагают стройку. Мarket place именно по проектам, собранным от строительных компаний, где написана цена за стройку, к сожалению, нет. И в одном из таких market place я участвую. Но я не хочу использовать наше святое интервью ради рекламы, поэтому не скажу, как он называется, но хочу сказать, что экспериментально он запущен в Нижнем Новгороде, в Казани и в Сочи. И уже компании начали получать лиды.

Алексей Аверьянов

Что вы думаете про закон о защите дольщиков от 1 июля? Как он повлияет на рынок?

Александр Дубовенко

Конечно, я не очень разбираюсь, думаю, что ты в этом лучше разбираешься, потому что этот вопрос как раз больше к тебе. Ты лучше понимаешь.

Алексей Аверьянов

Здесь имеется в виду, наверное, перетечет ли спрос в частный сектор?

Александр Дубовенко

Конечно! Да, это всегда святое дело. По квартирникам это ударяет, в любом случае. Мы не знаем, сильно или нет. Это уже оценка. Но то, что по квартирам это ударит – это точно.

А раз это бьет по квартирам, куда люди пойдут? Альтернатива? У нас же всегда есть альтернатива – квартира или загородный дом. Либо увеличатся цены, либо увеличится геморрой, либо еще что-то. Соответственно, идите к нам, и мы вам будем делать. Я уверен, что как минимум на рынок таунхаусов это повлияет позитивно. Хотя, по ним тоже бьет. Значит, сейчас создаются идеальные условия для загородного девелопмента.

Алексей Аверьянов

Только надо топлива подкинуть в виде дешевой ипотеки.

Твой личный прогноз на ближайшие два-пять лет в стройке частных домов – увеличится число строек или уменьшится?

Александр Дубовенко

Хотелось бы верить, что будет увеличиваться процент частных домов. Непонятно вообще, как будет экономика страны развиваться. Я не понимаю – мы сейчас находимся в пике и дальше будет хуже, хуже, хуже, или мы сейчас на дне и далее начнет становиться чуть лучше?

Не существует, похоже, в стране человека, который понимает, что происходит сейчас с экономикой и куда дальше мы идем. И от этого, конечно, будет зависеть очень сильно и квартирный рынок, и рынок загородных домов.

Алексей Аверьянов

Последний, наверное, вопрос – ты хорошо работаешь языком, а руками можешь? По дому сам что-то делаешь?

Александр Дубовенко

Нет, к сожалению. Теоретически я могу, потому что я многие вещи когда-то сам делал – электричество, щиток, я понимаю, как все это работает. По сантехнике, все, что там с отоплением связано, я лично лет пятнадцать назад крутил ключи и понимаю, как все это работает. Более тяжелое что-то – молоток, стройка – нет, в этом я совсем криворукий.

Сейчас, конечно, нет смысла ничего делать, потому что намного ценнее будет расход моего времени, если я будут что-то создавать именно языком, как сказали, головой и брать профессионалов, которые всю жизнь колотил гвозди, он все равно лучше и быстрее меня это сделает.

Алексей Аверьянов

Александр, спасибо большое! У нас сегодня был рекордный выпуск, мы сегодня много рекордов побили. Во-первых, у нас было до 100 зрителей в эфире, это вообще немыслимо. До этого было до 30-40.

Во-вторых, максимальный именно по времени получился выпуск и третье – максимальный по количеству технических накладок, которые у нас были в самом начале. Но я думаю, что мы из этого всего очень красиво смонтируем и выпустим на YouTube. Спасибо тебе большое. Тебе успехов!

Александр Дубовенко

Большое спасибо!

ХОТИТЕ СМОТРЕТЬ ВСЕ ВЫПУСКИ ПЕРВОГО СЕЗОНА? ЛЕГКО!

Алексей Аверьянов
Генеральный директор
Vesco Group

Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | VKontakte

Подписывайтесь на мой канал VDT на YouTube

Следите за новостями в Telegram - #VDT

Подразделения компании:

Vesco Realty - Продажа элитной недвижимости

Vesco Construction - Проектирование и строительство

Vesco Consulting - Девелопмент и консалтинг