Хочешь нравиться людям? Нравься им!

10.02.2018

Из предыдущей публикации «Взаимоотношения - и цель, и средство» можно узнать, что успешные люди нравятся другим людям именно потому, что умеют налаживать взаимоотношения. Рассматривая статью «Средство безаварийного движения по дорогам взаимоотношений» можно почерпнуть, как построить и поддерживать с людьми душевный контакт.
          «За бортом» пока остался третий, не менее важный момент в построении взаимоотношений, - как стать «симпатичным», вызвать положительные чувства у других людей. Он скрывает в себе и некую «военную тайну», знание которой приходит в наше бурное время далеко не ко всем, даже очень и очень «шустрым». Но об этом чуть позже.
          Третий момент в построении отношений состоит в признании того факта, что каждый из нас играет какую-то роль в жизни других людей. Вопрос лишь в том, какую роль хотели бы играть мы. Решить для себя, с чем бы эта роль ассоциировалась, поскольку она все равно будет с чем-то ассоциироваться.
Нормальные люди, каковых подавляющее большинство, хотели бы вызывать у людей только положительные ассоциации. Однако, конкретная реакция по-любому будет зависеть от ситуации, в которой развиваются ваши взаимоотношения.
          Иногда полезно проверить, как люди реагируют на вас в настоящий момент. Когда вы входите в комнату, где кто-то находится, или встречаете знакомого, в особенности если эта встреча неожиданна, обратите внимание на реакцию другого человека. Как люди реагируют, когда видят вас? Их глаза загораются энтузиазмом или они безнадежно гаснут? По их лицу пробегает улыбка или хмурая тень? Возникает выражение заинтересованности или напряжения? Этот тест - хорошая проверка, которая может показать, как вас воспринимает другой человек даже до того, как началось собственно общение.
          Любой уважаемый читатель может попасть на руководящую должность. Или уже руководит. Рассмотрим начало такой руководящей деятельности. Надеюсь, что вы понимаете, как важно быть доступным для подчиненных. Для этого нужно вникнуть, кто и чем занимается, что и в каком объеме необходимо контролировать, а в чем можно доверять. Хорошо, если только своим внешним видом вы вызвали предрасположенность. Но, чаще бывает, начиная общаться, вы чувствуете напряженность или замешательство. Возможно, ваш предшественник был «модулятором» негативных ощущений. Или вы сами «выудили» какие-то ассоциации, вызвавшие нерасположенность. И тут уж вам потребуется умение вызывать иную реакцию.
          Стратегия, которая поможет стать источником приятных ощущений для других людей, проста по своей сути. Определите, с какими ощущениями или эмоциональными состояниями вы хотели бы ассоциироваться в восприятии других людей. А затем станьте ярким примером такого состояния. И ваше поведение станет источником такого же состояния для окружающих.
          При этом, несомненно, нужно быть искренним, потому что любая неискренность тут же проявляется в невербальном поведении. Огромное количество исследований последних лет показало, как важно, чтобы ваше невербальное поведение соответствовало вербальному. Работники, за которыми проводилось наблюдение, оказывались в явном замешательстве, когда вербальные и невербальные сообщения их руководителя не соответствовали друг другу. Они сообщали о том, что, сталкиваясь с таким несоответствием, они почти всегда реагировали на невербальную часть полученного сообщения - тон голоса или выражение лица, - а не на слова.
          Даже маленький ребенок быстро может научиться врать на словах. Но, поскольку контролировать свои невербальные проявления ему значительно сложнее, это почти всегда его выдает. Вероятно, из такого детского опыта большинство из нас склонно доверять невербальным сообщениям гораздо больше, чем вербальным, если между ними нет согласованности. Если вы хотите быть симпатичным и убедительным, - и ваше лицо, и голос должны отражать и поддерживать то, что вы хотите сообщить словами. Самый простой способ – всегда быть искренним, потому что в этом случае все ваше поведение будет естественным образом конгруэнтным, все его части будут передавать одно и то же смысловое сообщение.
          Прежде всего, желательно искренне уважать людей и искренне думать, что все они всегда хотят «как лучше», а получается «как всегда» в силу заложенных в них программ или пойманных «вирусов». Освобождайтесь от негативных программ и освобождайте других. «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». 
          Чтобы научиться вызывать у сотрудников либо партнеров приятные ассоциации, вам  неминуемо понадобится еще один элемент - компетентность.   Ставя перед собой правильно сформулированные цели, подстраиваясь к поведению собеседника и вызывая своим присутствием приятные ощущения, вы только построите фундамент для прочных отношений. Вы сможете за считанные секунды добиться благоприятной реакции со стороны собеседника, используя только приемы установления раппорта. Но для того, чтобы ваши отношения носили длительный характер, вам необходимо быть компетентным и «оправдывать надежды». Если этого не будет, то никакое количество подаренных конфет или выпитого спиртного не компенсирует отсутствие способности выполнять свою работу.
          Только умение налаживать с людьми контакты не принесет уважения.  Компетентность – это валюта долговременных и продуктивных взаимоотношений в бизнесе и на производстве. И даже в личных взаимоотношениях, поскольку компетентность обеспечивает реализацию всех ваших договоренностей и обещаний.
          Клиенты, коллеги, руководители и друзья, осознают они это или нет, приходят к нам со своими целями и своими проблемами. Будут или не будут они удовлетворены своими отношениями с вами, зависит от того, что они хотят от вас получить, и насколько они уверены, что это получат. Это то, что в конечном счете определяет взаимоотношения. Если вы произвели приятное впечатление, добились приятных ощущений, но вы не можете при этом обеспечить нужный людям результат, то они покинут вас с чувством неудовлетворенности в деловых отношениями и даже, может быть, с вами лично тоже.
          Компетентность, профессионализм – это как «центровой» в вашей упряжке, который, как известно, плохо поворачивает, но вытягивает за собой «пристяжных» в упряжке успеха и карьеры.
          Умение строить взаимоотношения в значительной степени дополняет вашу компетентность, но ни в коем случае не может служить ей заменой. Имеющий уши да услышит эту «военную тайну». Недаром Владимир Ильич, завещая комсомольцам, трижды повторил: «…учиться, учиться и еще раз учиться!» К сожалению, его советы ныне не в моде. Приоритет БЫТЬ извратился в приоритет ИМЕТЬ. Отсюда и все наши беды.
          Научитесь рассматривать ваши отношения с людьми с точки зрения этих же людей. Реализуйте цели, которые будут удовлетворять и вас, и ваших партнеров. Обращайте внимание на чувства и реакции людей при взаимодействии с вами и примите их такими, как есть. Исходите из того, что окружающие имеют положительные намерения. Практикуйтесь, создавая взаимоотношения, которые будут поднимать вас и ваших партнеров на новый уровень. Не избегайте людей, отношения с которыми вас не вполне удовлетворяют, пробуйте измениться сами и эти люди к вам потянутся.