Потребители и продукты школьного образования

Ты есть то, чем тебя накормили и что ты сам ешь. Это актуально не только по отношению к желудочно-кишечному метаболизму.

Всё, чему нас учат и чему мы частично обучаемся – это предмет веры. В школе ребёнку вкладывают в голову готовую картину мира, которой он будет руководствоваться в жизни. В школе дети не добывают знания – они их усваивают. Усвоенное ими – это догмы. В этом и состоит цель и смысл общего среднего образования. Об этом не принято говорить прямо, но это так.

Мы сами недалеко ушли от школьников. Вот, к примеру, все веруют в то, что вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. В атоме – протон, вокруг которого вертятся электроны. Мы что, их видели, те самые молекулы и элементарные частицы? Эту догму нам сообщили от имени и лица науки, обладающей правом на вещание истин. И мы поверили, а если бы не поверили – сначала бы получили двойку, а потом… перестали бы получать то, что хочется.

Все наверняка не понимают первого закона Ньютона о том, что тела, на которые не действует сила, движутся равномерно и прямолинейно. Все в него веруют, или не высказывают сомнений, потому что так написано в учебнике. Хотя личный житейский опыт говорит обратное: тела, на которые не действует сила, никуда не движутся, а лежат безо всякого движения.

История – это вообще сплошной предмет веры, причём веры в сказку. Когда-то целью преподавания истории в школе было воспитание идейного борца за правое коммунистическое дело, потом – безыдейного потребителя, сейчас обозначается новая цель – производство патриота, который гордится своей страной и славными подвигами предков.

Сомневаться, узнавать про разные версии неполезно для «неустаканившегося» ума. Нужна стандартная и единая картина мира. Единая вера. Но соображения и доводы нынешней власти пока не имеют углубившихся в почву корешков. Есть только вершки на поверхности.

Ещё совсем недавно школьникам от лица некой группы «определяющих что кому нужно» транслировалось: вы – не по годам умные, вы можете сами обо всём судить, а мерзкие коммуняки и отсталые училки заставляют вас бездумно долбить отстойные, давно опровергнутые, как говно мамонтов, догмы. Вона сколько разных научных мнений! Выбирай любое!

Молодняк воспринимает такие речи «на ура»: нет ничего того, о чём нам не следует судить. Нет ничего общеполезного, обязательного, священного! Даёшь плюрализм и свободу мнений! Расчистим образовательный процесс от «предрассудков».

Потом вместо свергнутого старого представления в уши заливается «новое и прогрессивное». Подростки обожают всё яркое, искрящееся, крамольное. Поэтому любая лажа обречена на успех.

Вот ещё не забывшийся пример с «пацифистом с Уренгоя». То, что немцы в Великую Отечественную были врагами и захватчиками – это давно известно, это некреативно. А тот, кто за свободу мнений, вкрадчиво предлагает считать их всех несчастными жертвами тоталитаризма. Которые волею судеб столкнулись с другими несчастными жертвами подобного тоталитаризма. У каждого был свой тоталитаризм: у них гитлеровский, у нас – сталинский, так что мы были и не враги вовсе, а братья по тоталитаризму. Жертвы не виноваты, они – не хотели! Вот это - настоящее свободное мнение!

Есть ещё более продвинутый, углублённый подход: объявлено, что факты вообще знать не надо. В Википедии же всё уже есть! Если чего не нашёл, погугли – и будут тебе факты. Голову надо оставлять пустой, свободной для рекламы и прочих приятных вещей. В пустую голову можно закачать всё, что угодно.

Эта технология носит название «мягкой силы», которую мы не распознаём. Не по своей прямодушности, и потому, что и видеть-то не научились. И только при столкновении с результатами впаривания чего-то в сознание начинаем махать конечностями и брызгать слюной.

И пока не будет общеобязательной, неуклонно транслируемой через школу картины мира, куда составной частью входит история, и пока картина мира эта не будет нашей картиной, а не чужой, - до тех пор так и будет.

Это не значит, что дети не должны думать, а только зубрить, что велят. Очень даже должны. И дело учителей – направить их мысль по правильному и полезному пути. Внушить им правильную веру. А получение опыта – это совсем другое обучение.