Экспедитор или Перевозчики через кого лучше возить?

Выбор транспортной компании дело ответственное. На первом этапе нужно понять как работать выгоднее через экспедитора, или напрямую с компаниями перевозчиками грузов.
Выбор транспортной компании дело ответственное. На первом этапе нужно понять как работать выгоднее через экспедитора, или напрямую с компаниями перевозчиками грузов.

Введение

В международных грузоперевозках перевозчики – это компании, которые предлагают клиентам услуги по перевозке грузов, используя для этого свои, имеющиеся в наличии транспортные средства, погрузочное оборудование и средства хранения груза(контейнеры). Экспедиторы это компании, организующие международные перевозки для клиентов «под ключ», при этом своих транспортных средств погрузчиков и контейнеров у них, как правило, нет. Казалось бы в этой ситуации всё очевидно. Раз у перевозчиков есть свой транспорт значит выгоднее и проще везти напрямую через них, чем связываться с посредником – экспедитором и платить ему комиссию за услуги. Но в реальности всё гораздо сложнее и чтобы понять, как это работает, нужно вникнуть в суть бизнеса перевозчика и экспедитора.

Пример есть компания-перевозчик, специализирующаяся на морских перевозках(фрахт) по маршруту Шанхай-Владивосток. В наличии у них есть свои суда и контейнеры. Клиентский груз забирается из порта отправления(Шанхай), загружается в контейнер, перемещается на судно и плывёт до порта назначения. В порту Владивостока контейнер выгружается. Всё на этом услуги перевозчика считаются выполненными. Перевозчик оказал свои услуги и получил за это оплату. Дальнейшая судьба груза перевозчика не волнует. Но клиенту, грузополучателю, в 99% случаев этого мало. Рассмотрим какие дополнительные услуги могут потребоваться грузополучателю и которые не оказывает перевозчик.

Дополнительные услуги экспедиторов

  • Pick up. Груз чаще всего находится не в самом Шанхае. Его сначала нужно забрать где-то на территории Китая и некоторое время хранить на складе временного хранения(СВХ) до момента загрузки судна, затем в положенное время доставить к нужному причалу. Да если работа с поставщиком на территории Китая идет по условиям FOB , то за это отвечает поставщик, но так бывает далеко не всегда.
  • Таможенное оформление груза. Про необходимость правильно и грамотно оформить груз при перевозке из-за рубежа написаны сотни статей и снято не меньшее кол-во видеороликов. Если совсем вкратце. Чтобы груз не задержали, или не конфисковали на таможне его нужно правильно оформить, собрав предварительно весь необходимый комплект документов и оплатив таможенные платежи. Для разных грузов процесс таможенного оформления может различаться. Компания-грузополучатель должна либо иметь в штате соответствующего специалиста(таможенного брокера), либо берет такого специалиста со стороны. У крупных экспедиторов, как правило, в штате есть собственные таможенные специалисты, что очень удобно для клиента.
  • Мультимодальная перевозка. Такая перевозка предполагает доставку груза с использованием различных видов транспорта по пути следования груза. Часто груз прежде чем он достигнет конечного пункта должен сменить несколько перевозчиков. Например сначала груз везут авто из одного города где происходит производство в город консолидация груза на СВХ, после формирования контейнера груз морем идет до порта в РФ(фрахт), но и на этом путь груза не заканчивается. После таможенного оформления контейнер перетаривается в фуры, либо контейнер перегружается на ЖД платформу. В случае отправки далее контейнера по ЖД, при прибытии необходимо осуществить, его раскредитовку. При такой сложной схеме грузополучателю потребуется заключить договоры сразу с несколькими перевозчиками и контролировать груз на каждом из этапов перевозки самостоятельно, что требует больших затрат времени и других ресурсов. Проще и удобнее доверить всю перевозку экспедитору, заключить один договор на оказание экспедиторских услуг и вести все переговоры и переписки с одним юр.лицом, а не со многими.
  • Раскредитация. После доставки груза до станции назначения по ЖД, необходимо произвести его прием, оформив сопутствующие документы. Это и называется "раскредитацией", или "раскредитовкой". Принять доставленный груз может как грузополучатель , если у него есть напрямую договор с РЖД, так и экспедитор, который в дальнейшем может доставить груз до дверей клиента. После всех работ осуществляется развоз груза по адресам.
  • Трекинг - отслеживание груза. Т.к. экспедитор контролирует весь процесс перевозки и самостоятельно ведет переговоры с каждым из перевозчиков он всегда знает где в данный конкретный момент находится груз и может передать эту информацию грузополучателю. Это удобно и позволяет лучше планировать бизнес.
  • Страхование груза. У надежных давно находящихся на рынке экспедиторов есть партнерские программы со страховщиками. Это позволяет по умеренным ставкам застраховать ваш груз на всём протяжении пути.
  • Услуга контрактодержания. Компания-покупатель хочет привезти груз из Китая, но у неё нет контракта с поставщиком, нет своих специалистов со знанием китайского и местных законов, нет счетов открытых в зарубежной валюте. Что делать? Экспедитор предлагают услугу контрактодержания по которой контракт на покупку груза заключается на компанию-экспедитор по поручению компании-грузополучателя. Это очень удобно, т.к. позволяет снизить риски в том числе юридические и финансовые.

Здесь перечислен далеко не полный список доп.услуг, которые может оказать фирма экспедитор своим клиентам.

А что перевозчики?

Бизнес перевозчиков, как правило, крупный. Те же морские, или жд перевозки изначально предполагают высокий порог входа. Деятельность эта строго контролируется. Чтобы заниматься международными перевозками нужно получать лицензии и допуски для каждого транспортного средства. Необходимо оплачивать содержание транспорта, ГСМ, амортизация, зарплаты сотрудников, аренда стоянок, налоги и другие расходы. Заниматься проблемами и дополнительными вопросами клиентов перевозчику просто некогда. У него своих дел невпроворот. И если речь идет о крупном бизнесе с большими объемами и регулярными перевозками перевозчик может как-то адаптировать условия, но под компании средние, малые, или те крупные, кто возят нерегулярно никто подстраиваться не будет. Не повезёт данный клиент всегда найдутся другие. Особенно эта тенденция стала заметна в 2020-2021гг. на фоне дефицита контейнерного оборудования, короновирусных ограничений и других проблем накрывших сферу перевозок. Задача перевозчика обеспечить максимальную загрузку своих транспортных средств по определенному маршруту. Ему некогда вникать в ситуацию и нюансы бизнеса каждого конкретного клиента и оказывать дополнительные услуги и консультации клиентам перевозчику тоже некогда. Если вам нужен клиентоориентированный сервис, возможность решать все вопросы в режиме одного окна, возможность получить дополнительные услуги вам к экспедитору.

Экономия на транспортных расходах приоритетная задача любого логиста
Экономия на транспортных расходах приоритетная задача любого логиста

Через кого возить дешевле?

Выходит причины для того, чтобы работать не напрямую с перевозчиками, а с экспедитором всё же есть, но как быть с главным аргументом противников экспедиторов? А он в том, что экспедитор это всего лишь посредник и возить через него значит платить более высокую цену, ведь сам экспедитор затем покупает эти услуги у перевозчиков. Но и здесь не всё однозначно. Дело в том, что в отличие от перевозчика экспедитор не привязан к одному виду транспорта, к одной морской линии, или к определенному маршруту. Экспедитор может рассматривать все альтернативы, предлагаемые рынком, он может комбинировать варианты перевозок с учетом текущей обстановки на рынке. А ситуация в перевозках меняется буквально ежедневно. Еще вчера казавшийся самым выгодным и быстрым маршрут в какой-то момент начинает проигрывать конкуренцию другому. Здесь очень важно держать руку на пульсе. Кроме того крупные экспедиторы в отличие от конечных грузополучателей возят часто и много. Именно они и являются теми самыми важными клиентами под которых перевозчики вынуждены подстраиваться в том числе, предлагая более низкую цену за перевозку, чем если бы фирма-грузополучатель обратилась к ним напрямую. Еще одним вариантом экономии на перевозках является формирование сборных грузов. Эту услугу также оказывают именно экспедиторы, а не перевозчики. Подробнее об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

Заключение

Итак, мы выяснили, что в большинстве случаев для бизнеса возить международные грузы через экспедитора выгоднее и удобнее, чем напрямую через перевозчиков. Исключения касаются крупных компаний с собственным отделом ВЭД, своими таможенными брокерами и логистами. В этом случае данные специалисты должны отрабатывать свою зарплату и самостоятельно выстраивать логистику в компании. Но даже здесь порою стоит время от времени скидывать заявки на просчет перевозки груза экспедиторам. А вдруг свой отдел не дорабатывает и через экспедитора выйдет быстрее и дешевле? О том, как выбрать надежного экспедитора мы расскажем в следующей статье. Если остались вопросы пишите в комментариях, будем рады помочь Вам.