Карго из Китая или легальный сборный груз – что выбрать в 2021 году?

Сотрудник таможни проверяет груз на соответствие сопроводительным документам
Сотрудник таможни проверяет груз на соответствие сопроводительным документам

ЧТО ТАКОЕ КАРГО?

Прежде всего, нужно определиться с терминами ведь путаница возникает уже на этом этапе. Само по себе слово «cargo» нейтрально и переводится с английского, как «груз», «грузовой». Если воспринимать это слово в его начальном значении, то про доставку любого груза можно сказать что это «карго». Однако, с течением времени значение термина в массовом сознании исказилось. В данный момент под «карго» на рынке перевозок понимается доставка груза без документов, или по подложным документам, говоря проще, «карго-доставка» это контрабанда.

Сразу оговоримся, что целью данной статьи не является дискредитация карго, как метода доставки. Есть отдельные ситуации и виды груза, когда другой вид доставки в принципе невозможен. Например, если речь идет об опасных грузах - новогодняя несертифицированная пиротехника из Китая, или о завозе в Россию копий популярных брэндов одежды, сумок, техники и пр. В этих случаях вы просто физически не сможете пройти легальную процедуру растаможки груза и карго будет единственным возможным вариантом. Есть и другие ситуации, когда работа по такой схеме возможна. Однако, несмотря на некоторые несомненные плюсы карго-доставки рассматривать этот вид перевозок грузов, как основной и единственный вариант, является недальновидным и крайне рискованным способом ведения бизнеса. В какой-то момент вы можете остаться и без денег и без груза. Но сначала нужно понять, как устроены карго-доставки.

Рассмотрим на примере. Есть компания, которой нужно привезти небольшой оптовый груз из Китая в Россию. Пусть грузом будет партия смартфонов марки iPhone. Перед предпринимателем стоит задача сделать это максимально быстро за минимальные деньги. Подсчитав сколько потребуется заплатить за таможенное оформление партии «айфонов» и получение официальных документов, разрешающих продажу этих смартфонов на территории РФ предприниматель понимает, что цена получается слишком высокой. При такой себестоимости товар будет проигрывать конкуренцию на полке. И тут на помощь приходят так называемые «карго-перевозчики», которые обещают доставить груз за минимальные деньги и в кратчайшие сроки. Проблема стоимости таможенного оформления здесь решается очень просто. У каждого вида грузов есть свой уникальный ТН ВЭД, который используется сотрудниками таможенных органов для расчета стоимости таможенного оформления. Вместо реального кода ТН ВЭД подставляется другой для товаров, у которых цена таможенного оформления намного ниже. Т.е. по бумагам вместо айфонов, вы ввозите, например, стройматериалы. Карго перевозка зачастую происходит даже не напрямую из Китая, а, например, через Казахстан, т.к. считается что там с таможней договориться проще. Груз сначала «растамаживается» в Казахстане, а затем уже ввозится в Россию по упрощенной процедуре, т.к. Казахстан и РФ входят в единый таможенный союз ЕАЭС. И вроде на этом можно заканчивать. Груз доставлен - все счастливы. Примерно так это описывают компании, рекламирующие услуги по «черному карго». Они же часто оставляют комментарии под постами легальных транспортных компаний, рассказывая, что все истории компаний, пострадавших от «карго», это только «страшилки». Мол, годами возим и всё хорошо. Но слова это только слова. Почти в 90% случаев никакого полноценного договора в случае карго-перевозок вы не получите. В оставшихся 10% договор будет, но все риски за груз и его получение будут лежать не на транспортной компании, а на грузополучателе, поэтому, как минимум, нужно знать о том какие именно это риски.

РИСКИ КАРГО

  1. Риск утери, или кражи груза. Ваш груз, или его часть могут украсть, или «случайно» потерять при очередной перегрузке и при этом никто вам ничего не заплатит. Ведь как уже говорилось ранее при карго-доставке, ответственность за груз несет предприниматель, а не транспортная компания
  2. Риск повреждения груза. Особенно это становится актуальным, если используется автоперевозка, что для карго наиболее распространенный способ перевозки. Товар перегружают из фуры в фуру, его могут уронить, товар может попасть под дождь, снег, выгореть или перегреться на солнце.
  3. Риск задержки сроков поставки товара. Одним из главных преимуществ «карго» всегда считалась скорость доставки. Она обеспечивалась за счет использования автомобильного транспорта, который обычно быстрее контейнерных перевозок морем с дальнейшей перегрузкой на жд транспорт. Другой причиной высокой скорости является регулярность отправок. Крупные карго-компании могут отправлять фуры с грузом чуть ли не ежедневно и соответственно нет необходимости ждать пока груз накопится. Однако реальность 2020 и начала 2021года показала, что заявленные сроки поставки могут очень сильно отличаться от реальных. На границе между Китаем и Россией, а также Китаем и Казахстаном образовались огромные очереди из фур. Пропускная способность таможенных переходов не позволяет оперативно решить эту проблему. В итоге один из главных плюсов карго, скорость, обнулился. На данный момент март 2021г. автодоставка карго занимает приблизительно тоже время, что и мультимодальные перевозки (море + жд транспорт) при существенно меньших рисках второго вида перевозок.
  4. Увеличение цены доставки в процессе. Изначальные тарифы на перевозку, которые выдают предпринимателю карго-компании могут очень сильно отличаться от реальности. Это связано с целым рядом причин. Так высокие риски для груза, описанные в предыдущих пунктах вынуждают компании страховать груз, что ведет к росту стоимости перевозки. Также из-за использования автотранспорта карго-компании рекомендуют доплачивать за дополнительную упаковку груза, что увеличивает стоимость из-за увеличение веса и объема груза, а также из-за стоимости самой упаковки. Есть и другие варианты возникновения непредвиденных карго-расходов. Невозможность заранее определить цену доставки, а значит и себестоимость груза негативно влияет на качество планирования бизнеса.
  5. Таможенные риски. В 2020 завершился процесс реформирования Федеральной Таможенной службы. Данные по декларациям из 660 пунктов таможенного оформления сконцентрировались в 16 специально созданных ЦЭДах(центрах электронного декларирования). Это в разы повысило возможности контроля таможенников над участниками ВЭД. На данный момент в ФТС хранятся данные на всех участников ВЭД, которые подали хотя бы одну декларацию с 2013г. Используя этот массив данных, система автоматически рассчитывает вероятности подачи недобросовестной декларации тем, или иным участником ВЭД и выдает рекомендацию на дополнительную физическую проверку груза(досмотр) на соответствие данным из декларации. Несложно догадаться, что введение данной системы кратно увеличивает количество проверок груза у карго-перевозчиков. Кроме того продолжают ужесточаться меры по борьбе с контрабандой. Так за 2020г. несмотря на коронокризис и снижение товарооборота общая сумма административных штрафов с участников ВЭД не только не уменьшилась, а увеличилась с 1,4 до 1,5 млрд. рублей по сравнению с 2019. Кол-во конфиската осталось прежним, а стоимость товаров, задержанных в рамках таможенного контроля выросла с 1 млрд. руб до 2,5 млрд., т.е. в 2,5 раза! И это только начало. В 2021 с восстановлением торгового оборота между странами кол-во проверок недобросовестных участников рынка, а вместе с ними размеры и кол-во штрафов и конфискаций будут только расти. Так что надежды тех кто надеется на русский «авось» и очередные удачные карго-авантюры в 2021г. могут разбиться о жесткую реальность. Договориться с отдельным человеком-таможенником и «порешать вопрос» возможно, с машинным алгоритмом - нет.
  6. Риск постпроверок. Успешное пересечение границы карго-грузом и прохождение процедуры таможенного оформление вовсе не означает, что проблемы не накроют предпринимателя позже. Ведь карго изначально предполагает отсутствие легальных документов о происхождении груза, грузовой таможенной декларации и сертификатов соответствия, необходимых для реализации товара на территории РФ. Да есть компании и услуги по выдаче нелегальных сертификатов, но при желании всё это легко проверяется ФНС и другими контролирующими органами. И когда дойдет до проверки обосновать происхождение груза окажется невозможным. Это грозит очень большими проблемами вплоть до полного закрытия бизнеса и уголовного преследования. Кроме того отсутствие легальных документов не позволит компаниям-импортерам производить возврат уплаченного НДС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь когда вы знакомы с рисками нужно ответить готовы ли вы их на себя брать? Решать вам. А о том, как можно используя легальные сборные грузы экономно и надежно завозить грузы из Китая и других стран в 2021г. мы расскажем во второй части этой статьи.