Чудо-зверята

12.01.2018

...сегодня еду такой по Братьев Кашириных в сторону посёлка Шершни и при въезде на Тополинку вот такое чудо в окне мелькает справа (снято позже, конечно :))

"Что за "Унимог" такой?" - думаю... И через мгновение дошло - я ж про это когда-то читал в журнальчике "Грузовик-Пресс" !

Так вот - это, оказывается, и есть НАМИ-2338, о котором писали в ГП, аж в январе 2007 года. Да, разумеется, бумажный номер у меня есть - хранится в гараже. И спасибо товарищам из ГП - в отличие от своих коллег-жлобов из "Авторевю" они не стали прятать архивы под замок и продавать статьи за деньги, ибо несправедливо это - я лично один раз уже купил у них эту информацию.

Вот что пишет широко известный в узких кругах Максим Шелепенков:

"Такого темпа работы никогда еще раньше не было – менее чем за девять месяцев в НАМИ был разработан не только типаж ранее не существовавших в нашей стране Мобильных Малогабаритных Транспортных Средств (ММТС) для сельского хозяйства, но и в рамках этого типажа разработано и построено сразу пять различных опытных образцов.

За пятнадцать лет рыночной экономики в нашей стране стало понятно, что многие крупные государственные сельскохозяйственные производители прекратили свое существование и им на смену пришли мелкие и средние частные хозяйства, которые не в состоянии приобретать дорогую узкоспециализированную сельскохозяйственную технику. Таким хозяйствам требуется универсальная техника, приспособленная для выполнения различных задач: обработка земли, посевные работы, внесение удобрений и, конечно, транспортные работы по вывозу урожая в места реализации или хранения. В дополнение к этому часто сельхозпроизводитель использует эту технику и для обслуживания животноводческих ферм.

Учитывая все эти аспекты, в Министерстве сельского хозяйства России поставили вопрос: нельзя ли создать такое универсальное энерговооруженное транспортное средство, которое способно в равной степени решать все эти задачи? Ведь если бы такое ТС было создано, то при цене 200 000 руб. его потребность в стране была бы не менее 30 тыс. штук ежегодно!

Вопрос о ММТС оказался настолько важным и актуальным, что был поднят на государственном уровне, и в бюджете страны на 2006 год появилась отдельная строка: «Проведение научных исследований, разработка типажа и создание мобильных малогабаритных транспортных средств для сельского хозяйства».

Следуя «букве» закона, Министерство сельского хозяйства РФ объявило в феврале 2006 года конкурс на разработку типажа ММТС среди проектных организаций. Условия конкурса были очень жесткими, требовалось до 1 декабря не только разработать типаж транспортных средств в рамках технического задания, но и построить не менее 3 опытных образцов и провести их предварительные испытания. Государственный контракт по итогам конкурса достался Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ).

Познать неизведанное

Однозначного видения конструкции и компоновки ММТС на момент получения правительственного контракта не было даже в НАМИ, поэтому в самом институте в рамках выданного ТЗ сразу четыре проектные группы предложили свои концепции. В итоге было выбрано два проекта, из которых один лег в основу ММТС малого и особо малого класса, другой – в основу ММТС среднего класса. Таким образом, над разработкой и постройкой сельскохозяйственных транспортных средств в институте работали сразу две конструкторские группы: ММТС малого класса делались под руководством И.М. Минкина, а ММТС среднего класса – под руководством Т.Д. Дзоценидзе.

Машины обеих групп, созданные для решения одних и тех же транспортных и технологических задач, значительно отличаются друг от друга как по внешнему виду, так и по конструкции и компоновке основных агрегатов. Поэтому есть смысл в рамках данной статьи подробно рассмотреть конструкцию ММТС обоих творческих коллективов, но сначала нужно разобраться, что же объединяет эти два проекта.

Прежде чем приступать к детальной проработке проектов ММТС в НАМИ постарались разобраться, какие свойства и возможности должны быть у разрабатываемых транспортных средств. Прежде всего – полный привод, так как машинам предстоит не только двигаться по грунтовым дорогам в любое время года, но и выполнять сельскохозяйственные операции, выходя на пашню. Создаваемые машины должны в течение длительного времени обеспечивать минимальную технологическую скорость 3,5 км/ч и обладать высокими тяговыми показателями, чтобы они могли работать с плугом. При этом по дорогам с усовершенствованным покрытием машины должны передвигаться с высокой транспортной скоростью (до 60 км/ч). В обязательном порядке ММТС должны иметь установки передней и задней навески сельскохозяйственных механизмов и выводы валов отбора мощности (ВОМ), а для выполнения простейших транспортных задач – самосвальную платформу. Учитывая особенности климата, такое транспортное средство должно быть оборудовано комфортабельной закрытой кабиной с большой площадью остекления и эффективной системой поддержания микроклимата.

Но и это еще не все. Для обеспечения минимальной стоимости в массовом производстве, хорошей ремонтопригодности и обеспечения простого технического обслуживания при эксплуатации на всех разрабатываемых ММТС должны применяться только механизмы и агрегаты, созданные на основе уже выпускаемых промышленностью узлов, а при массовом производстве транспортных средств не должны использоваться технологии, требующие сложного и дорогостоящего оборудования.

При разработке типажа ММТС приходилось особенно тщательно учитывать требования, предъявляемые в России к сельскохозяйственной технике. Прежде всего принимался в расчет класс тяги ТС и его агротехническая колея для работы в междурядье. И в то же время на машинах старались не отставать от требований, предъявляемых и к автомобилям, в том числе и по безопасности (наличие травмобезопасной рулевой колонки, ремней безопасности, автомобильной светотехники).

Малый и особо малый класс

Все перечисленные условия создания полноценного ММТС сложнее всего было выполнить в полном объеме именно на машинах малого и особо малого класса. Подбор агрегатов и их взаимное расположение на маленьких ТС представляется невероятно сложной задачей, тем более что для обеспечения хорошей проходимости машин и приличных тяговых свойств требовалась близкая к идеальной (50/50) развесовка по осям и постоянный полный привод. При этом немаловажное значение придавалось конструкторским коллективом ресурсу и распространенности используемых узлов и агрегатов.

Эта конструкторская задача была решена достаточно оригинально. Посередине трубчатой пространственной рамы размещается продольно, маховиком вперед наклоненный набок (на 54c) дефорсированный двигатель ВАЗ-21082, который в связи с наклоном подвергся специальным доработкам в системах смазки двигателя и выпуска отработанных газов. С двигателем состыкована специально доработанная до 6-ступенчатого варианта коробка передач, созданная на основе стандартной коробки от автомобиля ВАЗ-2108 и получившая дополнительный вал отбора мощности для привода насоса гидравлических систем ММТС.

При разработке типажа ММТС приходилось особенно тщательно учитывать требования, предъявляемые в России к сельскохозяйственной технике. Прежде всего принимался в расчет класс тяги ТС и его агротехническая колея для работы в междурядье. И в то же время на машинах старались не отставать от требований, предъявляемых и к автомобилям, в том числе и по безопасности (наличие травмобезопасной рулевой колонки, ремней безопасности, автомобильной светотехники).

Малый и особо малый класс

Все перечисленные условия создания полноценного ММТС сложнее всего было выполнить в полном объеме именно на машинах малого и особо малого класса. Подбор агрегатов и их взаимное расположение на маленьких ТС представляется невероятно сложной задачей, тем более что для обеспечения хорошей проходимости машин и приличных тяговых свойств требовалась близкая к идеальной (50/50) развесовка по осям и постоянный полный привод. При этом немаловажное значение придавалось конструкторским коллективом ресурсу и распространенности используемых узлов и агрегатов.

Эта конструкторская задача была решена достаточно оригинально. Посередине трубчатой пространственной рамы размещается продольно, маховиком вперед наклоненный набок (на 54c) дефорсированный двигатель ВАЗ-21082, который в связи с наклоном подвергся специальным доработкам в системах смазки двигателя и выпуска отработанных газов. С двигателем состыкована специально доработанная до 6-ступенчатого варианта коробка передач, созданная на основе стандартной коробки от автомобиля ВАЗ-2108 и получившая дополнительный вал отбора мощности для привода насоса гидравлических систем ММТС.

Средний класс

В семействе ММТС среднего класса предусмотрено три типоразмера машин, относящихся к разным тяговым классам: НАМИ-1337 (0,3); НАМИ-1338 (0,6); НАМИ-2338 (0,9). Машины различаются шириной колеи (1200, 1500 и 1800 мм соответственно) и грузоподъемностью (от 600 до 800 кг). В качестве силовых агрегатов для них были
выбраны 2- (НАМИ-1337), 3- (НАМИ-1338) и 4-цилиндровые (НАМИ-2338) дизельные двигатели воздушного охлаждения производства Владимирского моторо-тракторного завода. Рама для ММТС среднего класса с некоторыми изменениями заимствована от автомобилей семейства «Соболь» производства ГАЗ, как и 5-ступенчатая коробка передач.

А вот о трансмиссии ММТС среднего класса надо рассказать особо. Для увеличения крутящего момента, передаваемого на колеса, сразу после КП установлен 4-ступенчатый ходоуменьшитель, собранный на основе стандартной КП автомобиля ГАЗ-53 с дистанционным механизмом переключения (от автомобиля ВАЗ-2108), так как сама коробка относительно кабины ММТС сильно отнесена назад и повернута немного набок. Далее в едином блоке с ходоуменьшителем установлена двухступенчатая раздаточная коробка от полноприводной «ГАЗели», от которой собственно уже и расходятся карданные передачи на мосты. Многоступенчатая трансмиссия ММТС, созданная практически по одной оси, без дополнительных передающих карданных валов, получилась оригинальной. У нее даже появилось собственное запатентованное название Tranceaxis (трансмиссионная ось). Она имеет 40 передач вперед и 20 назад, и реализовать в полной мере такие возможности обычному эксплуатационнику очень тяжело, поэтому в окончательном виде в трансмиссии останется только 12 передач вперед и 4 назад. Мосты на ММТС среднего класса изготовлены на основе мостов полноприводных автомобилей «Соболь», на которые на специальных дисках установлены широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами.

тобы снизить вибрационные нагрузки от двигателя и трансмиссии, их крепят к раме ММТС через шесть амортизационных опор. Испытания показали, что это правильное решение – вибрации от тракторного дизеля нешуточные, но они никак не влияют на комфортабельность поездки на ММТС. К сожалению, такие опоры пока не производятся массово отечественной промышленностью и на опытных образцах гидроопоры применены от автомобиля Mercedes-Benz, сильно удорожающие конструкцию.

На все ММТС среднего класса устанавливается унифицированное семейство кабин. На НАМИ-1337 это может быть одно- или двухместная кабина, на НАМИ-1338 – двух- или трехместная, а на НАМИ-2338 – трех- или двухрядная пятиместная кабина. Все кабины изготавливают на трубчатом каркасе и обшивают пластиковыми формованными вакуумным способом панелями. Во внутренней отделке кабин широко применяются стандартные детали и элементы горьковских автомобилей семейства «Соболь». В базовой комплектации ММТС оснащены самосвальной платформой с трехсторонней разгрузкой и независимыми валами отбора мощности спереди и сзади для привода навешиваемого на машину оборудования."

Дальше тут.

А теперь - слайды!

Что же случилось с вот этим конкретным экземпляром? думаю, просто хозяин разочаровался - машина сырая и недоделанная, как видно из текста, в трансмиссии адская комбинация серийных и оригинальных деталей, но и оригинальные не эталон. С гарантией, полагаю, неважно. Машина, похоже, была задумана как охотничий транспорт - это вообще-то трактор по сути. Не "Унимог", да, хотя и похож маленько. Ну и ожидаемый результат - стоит на приколе. "Я так думаю!" (с) "Мимино"

А вот вам весёлый жизнерадостный бонус - дяденька, видимо, считает, что он велосипед, и можно ездить по тротуару :)

Кетайщина какая-то, полагаю.

Отсюда.