Боги абстракций. 5 игр западного киберспорта

Овации, крики и слезы радости. Три основные категории эмоций, которые испытывают болельщики во время того, как их любимая команда поднимает чемпионский кубок. В странах СНГ такие фанаты регулярно собираются на многотысячных стадионах с турнирами по Dota 2 или CS:GO.

Возможно, вы даже никогда не задумывались, что настолько зрелищные и прибыльные дисциплины практически не интересны фанатам киберспорта из Северной Америки или же западной части Европы. Подобно метрической системе, в этих регионах обитают другие соревнования — со своими играми и местными героями. О них сегодня и расскажем.

Call of Duty

В последний раз серия шутеров от Activision серьезно воспринималась во времена подпольных компьютерных клубов. Конечно же, речь идет только о ее соревновательной части, которая плотно осела в Америке, поставив четкие стандарты консольного киберспорта. Отправной точкой киберспортивной части принято считать CoD XP 2011 — турнир-миллионник, взявший идею у прошедшего за год до этого The International по Dota 2.

OpTic Gaming на Call of Duty XP 2011. Основной консолью тех лет была XBOX
OpTic Gaming на Call of Duty XP 2011. Основной консолью тех лет была XBOX

Организаторы собрали в Лос-Анджелесе 32 команды, которые лучше остальных проявили себя в соревновательном сезоне под диктовку «народной» версии Modern Warfare 3. Количество организаций, которые поддерживали дисциплину, можно было сосчитать по пальцам. OpTic, SK Gaming и Quantic были одними из первых кузниц американских талантов, и те, кто вовремя решил остаться, сорвали большой куш уже через два года.

Почему игра не дошла до нас? Финансовая модель соревновательной Call of Duty совсем немного прижилась в Европе, и на это есть разумная причина: издатели и турнирные операторы продвигают игру как развлечение. Консольный киберспорт, мемы про Doritos, Mountain Dew и MLG, а также YouTube-влоги — главная статья доходов западных лиг. Большая часть средств вкладывается в развлечение зрителей, и только по этой причине почти у каждого про-игрока есть собственный бренд. Крупнейшие медиагиганты OpTic Gaming, Team EnVyUs, FaZe Clan и другие пришли именно из CoD.

Rocket League

Одна из новинок в списке соревновательных дисциплин была выпущена всего три года назад, но искать свою аудиторию ей долго не пришлось.В 2015 году основное внимание поклонников киберспорта было приковано к монотонным FPS и MOBA, и внезапно на сцене появляется динамический мини-футбол с гоночными машинами! Успех был очевиден, и разработчики в лице Psyonix сразу же взялись за киберспорт, анонсировав серии оффлайн- и LAN-турниров RLCS, ведущих к Чемпионату мира.

G2 Esports на ELEAGUE Cup
G2 Esports на ELEAGUE Cup

Футбол «нового сорта» с минимумом реализма пришелся аудитории по душе, и на развлечение с частью американской аркадности начали стекаться инвесторы и известные клубы вроде Fnatic, EnVyUs, Dignitas, G2 и другие. Вовремя подключилась и ELEAGUE — дочка американской сети TBS с особым шармом поддерживает дисциплину, создавая новые форматы турниров в стенах небольшой студии в Атланте, а также разбавляя регулярные сезоны от разработчиков, которые пока что проходят онлайн.

Super Smash Bros.

Франшиза и кроссплатформенность — два ключевых атрибута самого популярного файтинга в киберспорте. Игра уже не первый десяток лет собирает персонажей из различных вселенных, которые порой выходят за собственные рамки Nintendo. Суть геймплея выглядит очень просто: игроки в схватке 1v1 должны контролировать часть небольшой территории посредством файтинга, и поражение засчитывается игроку, который выпал за пределы игрового мира.

Если смотреть с поверхности, то это слишком рандомно, не так ли? Вот уж нет — даже в этой игре с чемпионатами на четырех платформах есть свои чемпионы, которые держат планку еще со старта соревнований. Armada, Leffen, Mango, Anti и Hungrybox попадают на все крупнейшие турниры серий CEO и Dreamhack, а на чемпионатах мира, именуемых EVO — и вовсе стабильно закрепляются в пятерке. Из-за результатов остальных игроков эта дисциплина иногда напоминает закрытый клуб, ведь даже сегодня вместо мониторов некоторые турнирные операторы используют старые телевизоры с кинескопом, да вот игроки не особо-то и против.

Alliance Armada и C9 Mango
Alliance Armada и C9 Mango

Fortnite

Когда в мае 2017 года PUBG «выстрелил» с феноменальной отдачей, никто и не ожидал, что уже спустя год её начнут затмевать казуалы из Fortnite. Игра вовремя сменила свой курс, а разработчики из Epic Games сделали хорошую ставку на маркетинг, пытаясь сделать новую развлекательную Call of Duty. Главным ключом к победе стала ранее упомянутая «народность» — в Fortnite приходят известные стримеры, рэперы, футболисты и все остальные, кто любит легкий отдых с бурей эмоций после победы.

Стример Тайлер «Ninja» Блевинс и диджей Marshmello на турнире Fortnite Pro-Am
Стример Тайлер «Ninja» Блевинс и диджей Marshmello на турнире Fortnite Pro-Am

А киберспорт ли? Это уже вечный и неразрешимый вопрос — PUBG тоже никто не воспринимал всерьез, но с популяризацией Fortnite толпа набросилась на нее, ведь как это можно строить, убивать без крови, да еще и с графикой уровня Team Fortress? Однако у «эпиков» свои планы, которые можно реализовать без сильного удара по бюджету — миллионы долларов на киберспорт легко окупаются хотя бы за счет мобильной версии, которая приносит $2 млн ежедневно.

Clash Royale

Когда вы сделали классную игру, помните, что где-то в мире есть мобильный разработчик, который умнее вас. Известная шутка про умелых азиатов легко интерпретируется на финскую студию Supercell, которая разработала два самых прибыльных проекта в мобильном сегменте. Игра прошла хороший путь от уровня “поиграть в дороге” до “потратить половину дня на новые стратегии” — ей не были нужны лишние финансовые вложения, которые гораздо проще заменялись чувством ностальгии. Да-да, именно тем, которое заставляло вас тратить уйму времени, чтобы разгадать головоломку, а на следующий день показать ее друзьям.

Выглядит немного скучновато, но публика всегда в восторге
Выглядит немного скучновато, но публика всегда в восторге

Своим успехом она отчасти обязана Clash of Clans с большим строительством, стратегией, обороной и донатом, сделавшим ее самой прибыльной игрой в Play Market и AppStore. Сегодня многие клубы поспешно отказываются от профессионалов в карточных играх, но такая проблема явно не присуща Clash Royale — в ней куда больше элементов стратегии, системы кланов, лиг, арен и прочего. Именно эти факторы держат ее на плаву, привлекая к себе «медийку» Cloud9, Team Liquid и других известных клубов.