1676 subscribers

Как ухаживать за велосипедом? Часть 2. Обслуживание велосипедных втулок

Реклама в Дзене
1k full reads
Как ухаживать за велосипедом? Часть 2. Обслуживание велосипедных втулок

Переборка втулок — одна из самых популярных работ в наших мастерских. Часто встречаются дефекты конусов, коррозия чашек и шариков, люфты и заклинивания. Из этой статьи вы узнаете, как спасти свой велосипед от таких проблем и продлить срок службы втулок.

Прежде чем приступать к разбору, рекомендуем ознакомиться с этой статьей:

Смазка во втулках отрабатывает свой ресурс и впитывает влагу, поэтому её нужно менять не реже чем раз в 1-2 года

Никакие пыльники не обеспечивают полную герметичность втулкам, поэтому в них попадает пыль и влага — это ведет к истиранию внутренних деталей: подшипников, чашек и конусов. Степень их износа невозможно оценить без переборки.

Веломастера рекомендуют обновлять смазку внутри втулок хотя бы раз в один-два года, но частота обслуживания зависит от того, как много и в каких условиях вы катаетесь.

Заниматься обслуживанием втулок лучше в конце сезона, чтобы влага не оставалась внутри узла на всю зиму. Это снизит шанс развития коррозии. Ну и, конечно, не стоит тянуть с переборкой, если уже наблюдаются какие-то проблемы: люфт, заедания, скрежет при вращении.

В первой части этой статьи мы рассмотрим переборку втулок на насыпных подшипниках, а во второй — на «промподшипниках».

Знакомьтесь с нашими сегодняшними героями (слева направо): зажим оси, ось, дропаут вилки, контргайка, конус, пыльник, корпус втулки.
Знакомьтесь с нашими сегодняшними героями (слева направо): зажим оси, ось, дропаут вилки, контргайка, конус, пыльник, корпус втулки.

Инструменты, которые нам понадобятся:

  • конусные ключи (толщина около 2 мм);
Если у вас нет ключей для конусов, лучше вообще не вскрывайте втулку! Без них вы не сможете отрегулировать люфт при сборке, и втулка после такой переборки лучше работать точно не будет.
  • рожковый ключ для контргаек;
  • плоская широкая отвертка (для вскрытия пыльников);
  • магнит (для сбора шариков);
  • молоток (киянка);
  • очиститель, салфетки;
  • густая смазка для подшипников.

Рекомендуем вам пользоваться официальными инструкциями от производителей по обслуживанию деталей (мануалами). Например, мануалы по втулкам этих фирм можно найти по ссылкам:
Shimano;
DT Swiss; Hope; SUNringlé; Novatec.

Если вы не нашли мануал по вашей втулке и не уверены, что правильно определили ее тип, обратитесь за консультацией в любую из наших веломастерских.

Как разобрать втулку на насыпных подшипниках.
В народе — на
«шариках»

Обслуживание втулки на «шариках» заключается в очистке всех деталей, замене смазки и регулировке люфта.

Чтобы не возникло сложностей с обратной сборкой, при разборе лучше придерживаться следующего правила: то, что снимаем с правой стороны откладываем вправо, то что с левой — влево. В первую очередь это касается шариков, так как их количество и степень износа с разных сторон может отличаться.

Приступаем к разбору (на примере задней втулки):

  1. Снимаем колесо с велосипеда, убираем эксцентрик. Снимаем тормозной диск, чтобы не испачкать его смазкой. Без снятия кассеты или трещотки скорее всего тоже не обойтись: блок звёзд помешает вынуть ось и качественно прочистить внутренние части втулки.
  2. Конус на втулке может быть прикрыт резиновым пыльником. Первым делом нужно аккуратно его снять.
  3. Расконтриваем гайку и конус со стороны тормозного диска. Снимаем и откладываем в сторону гайку и проставочные шайбы.
  4. Скручиваем сам конус, наполовину вынимаем ось. Аккуратно держим втулку, следим, чтобы шарики с противоположной стороны не высыпались.
  5. Собираем шарики. Удобнее всего это сделать с помощью магнитной отвертки (или указки).
  6. Снимаем пыльник. Для этого аккуратно поддеваем пыльник широкой плоской отверткой и потихоньку приподнимаем его по периметру. Он может быть крепко запрессован. Действуя отверткой как рычагом, не нужно прикладывать слишком большое усилие, так как есть риск оставить вмятины. Потом, через эти вмятины, в подшипник будет попадать пыль и влага.
    Со стороны барабана пыльник может быть пластиковым. Его нужно вскрывать еще более аккуратно, так как старый пластик легко трескается и откалывается.
  7. Вынимаем ось до конца.
  8. Собираем оставшиеся с другой стороны шарики. Посчитайте, сколько шариков было с каждой стороны.
  9. Очищаем все детали от отработанной смазки салфетками или ветошью. Салфетку можно смочить бензином, WD-40 или специальной химией. Протираем ось, конус, чашки и пыльники, очищаем шарики.
  10. Осматриваем детали на предмет выбоин, раковин, ржавчины. Любая неровность будет мешать шарикам вращаться. Сами шарики должны быть зеркально гладкими и ровными. Оцениваем состояние конуса – он не должен быть стерт.

Если на какой-то из деталей обнаружена сильная коррозия или другие повреждения — её следует заменить. Шарики и конусы продаются отдельно, а оси проще подобрать в сборе.

Cамый распространённый диаметр шариков во втулке — это стандарт Shimano:

Если всё в порядке, приступаем к обратной сборке:

Смазки для трущихся узлов бывают двух видов: на литиевом и кальциевом загустителе. Литиевые более густые и дольше вырабатываются. В большинстве случаев мы рекомендуем использовать их. Кальциевые более жидкие и пластичные, поэтому дают лучший накат, но более чувствительны к окружающей среде, поэтому их можно использовать только если у вашей втулки качественные уплотнители.
Смазки для трущихся узлов бывают двух видов: на литиевом и кальциевом загустителе. Литиевые более густые и дольше вырабатываются. В большинстве случаев мы рекомендуем использовать их. Кальциевые более жидкие и пластичные, поэтому дают лучший накат, но более чувствительны к окружающей среде, поэтому их можно использовать только если у вашей втулки качественные уплотнители.
  1. Наносим немного густой смазки на чашу, где будут кататься шарики.
  2. Пинцетом перекладываем шарики на дно чаши, друг к другу. Может остаться не заполненный зазор размером примерно в один шарик.
  3. Накрываем чашу пыльником. Запрессовываем его. Для этого аккуратно простукиваем пыльник киянкой по периметру. Важно не осадить пыльник слишком глубоко, иначе он сядет на подшипники и будет мешать их вращению.
  4. Проделываем те же операции с другой стороны.
  5. Вставляем смазанную тонким слоем смазки ось во втулку, следим, чтобы она не сместила шарики. Во втулку заднего колеса ось нужно вставлять со стороны барабана.
  6. Закручиваем конус до упора рукой. Проверяем, как вращается ось — она не должна ни за что задевать.
  7. Устанавливаем проставочные шайбы и контргайки.
  8. Законтриваем и протягиваем гайки. Здесь нам и понадобится тонкий конусный ключ: конус нужно тянуть против часовой стрелки, а контргайку рожковым ключом ему навстречу. Тем самым мы добьемся правильного прижима конуса к шарикам: ось должна вращаться легко, но при этом не должно быть люфта.
  9. Крутим ось, убеждаемся, что она вращается свободно. Проверяем наличие люфтов и, при необходимости, регулируем затяжку.
  10. Последним шагом возвращаем резиновые пыльники на место.
Во время переборки мы не касались барабана, так как он требует отдельного обслуживания, для которого лучше обратится в веломастерскую. Барабан даже во втулке на насыпных подшипниках может быть на «промах», а если он на насыпи, учтите, что внутри мелкие шариках, которые очень сложно собрать и установить обратно. Мы готовим отдельную статью про обслуживание барабана, скоро она выйдет на этом канале.

Как разобрать втулку на радиальных подшипниках.
В народе — на «промах»

Обслуживание втулки на «промах» заключается в очистке и проверке состояния подшипника.

Схемы втулок на «промах» и «шариках» вы найдете здесь.

Сначала разберём втулку, порядок действий такой:

  1. Снимаем эксцентрик (если имеется).
  2. Снимаем/откручиваем колпачки или гайки, прижимающие подшипник.
    Колпачки у втулок со сквозной осью могут просто плотно сидеть на оси или в корпусе, а в некоторых втулках (например, Novatec или Shimano MT401 и MT410) они накручиваются на ось по резьбе.
  3. Достаем ось, если на вашей втулке она легко вынимается после снятия колпачков. Если она продолжает плотно сидеть во втулке, значит, её можно снять только с выпрессовыванием подшипников. Пока не спешим это делать.
  4. Очищаем ось и доступные полости корпуса.
  5. Пальцем прокручиваем подшипники. Проверяем, нет ли в них треска, заминок, задиров. Если они вращаются плавно и без усилий, оставляем всё как есть и не нарушаем герметичность.

Если замена подшипников не нужна, то смазываем все резиновые уплотнители, чтобы улучшить прилегание и защитить резину от пересыхания и собираем всё в обратном порядке. Если вы вынимали ось, то ей тоже не помешает тонкий слой смазки, чтобы защитить её от коррозии и прикипания.

Если вы обнаружили проблемы с подшипниками, их нужно перебрать или заменить.

Если промподшипник крутится плохо, не спешите его перебирать!

Посмотрите, сколько стоит новый подшипник. Подобрать его можно по номеру, который указан на пыльнике. Возможно, новые подшипники будут стоить меньше, чем тюбик хорошей смазки, а работа потребуется та же самая: выпрессовка и запрессовка обратно.
Кстати, о ней.

Как выпрессовать промподшипники?

Извлечь подшипник из втулки можно разными способами: выбить его оттуда обычным или обратным молотком, либо выпрессовывать гидравлическим домкратом. Выше мы давали ссылки на мануалы, там приводятся и предусмотренные производителями способы извлечения подшипников.

Главное правило при извлечении и запрессовывании подшипника — не прикладывать ударные усилия к внутреннему кольцу, так как подшипник не рассчитан на боковые нагрузки (направленные вдоль оси).

Если в вашей втулке ось не снималась без выпрессовывания подшипников, то будьте крайне осторожны при их выбивании: по оси стучать можно только киянкой или через мягкую проставку, иначе можно легко помять её края.

Как перебрать промподшипник?

  1. Снять пыльники.
    Если подшипник в вашей втулке имеет пластиковые пыльники, то их можно снять, аккуратно поддев иголкой.
  2. Промыть.
    Для промывки от старой смазки можно использовать керосин, но лучший эффект даст очиститель в баллоне — струя под давлением лучше выбьет остатки смазки и мелкие пылинки. При доступе к компрессору подшипник после промывки можно продуть под давлением.
  3. Заполнить новой смазкой.
    После чистки и просушки подшипник наполняется новой смазкой. Использовать можно такую же, как и для насыпных подшипников, о ней мы говорили выше. Здесь важно не переборщить: количество и консистенция смазки влияет на накат, а её чрезмерное количество может грозить выдавливанием пыльника.

Как запрессовать промподшипник?

Для запрессовывания в веломастерских используется специальный инструмент с набором алюминиевых насадок под разные подшипники.

Подручными средствами можно запрессовывать, используя шпильку с шайбами и гайками, или подобрать торцевую головку подходящего диаметра, чтобы приложить усилие именно к внешнему кольцу подшипника.

При запрессовывании будьте внимательны: недостаточная или, наоборот, слишком глубокая посадка подшипника может привести к неправильной нагрузке на него, из-за чего втулка будет плохо вращаться. Держите в голове, что подшипник не должен испытывать нагрузки, направленные вдоль оси (по горизонтали). Напряжение «стягивающее» его вдоль оси нужно свести на минимум.

После сборки проверяем, как вращается колесо, и наслаждаемся своим величием. Вы великолепны!

А если возникли какие-то сложности, обращайтесь в наши мастерские: мы всегда готовы поддержать, если ваша авантюра вышла из-под контроля.

Получилось ли у вас перебрать втулку на своем велосипеде следуя нашим советам? Или остается еще много вопросов? Давайте обсудим их в комментариях!

Сеть магазинов велосипедов, аксессуаров и запчастей: ВелоСтрана.ру
Сеть веломастерских:
ВелоМастерская.ру

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

YOUTUBE
ВКОНТАКТЕ
ТЕЛЕГРАМ
ОДНОКЛАССНИКИ
RUTUBE