Зачем дизайнеру читать «Пиши, сокращай»

Я много раз писал о том, что хочу стать хорошим дизайнером — нести пользу, не факапить, не подставлять. Многие вещи мне даются с трудом в силу юного возраста и малого багажа знаний. Особенно сложно идёт с пониманием задач, эмпатией и ответственной работой. Работа с людьми и решение чужих проблем — прекрасный способ стать лучше в этих областях. Сегодня хочу рассказать еще об одном способе — книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай».

В посте я много говорю про Максима и совсем ничего про Людмилу. Безусловно книга — их общее детище. Там где я пишу «Максим», мысленно подписываю «Людмила»

Пару недель назад я дочитал книгу, но руки до поста дошли только сейчас. До сих пор отхожу от всей инфостильной темы. Я не буду приводить саммари, хайлайты или что-то еще. Лучше объясню чем книга может быть полезна дизайнеру. Пост слегка эмоциональный, так как авторы мне безумно импонируют.

Судят по обложке

В очередной раз убеждаюсь, что Ильяхов — удивительный мужик. Создал очень простой и узнаваемый стиль, пронес его сквозь веб до офлайна:

Санкт-Петербург, «Буквоед» на Восстания, 7 ноября 2016 г.
Санкт-Петербург, «Буквоед» на Восстания, 7 ноября 2016 г.

Книгу легко вычислить в книжном. Она показывает «своего в доску» в толпе: я познакомился с несколькими ребятами просто читая ее в метро. Оранжевый цвет, броский заголовок и легкая иллюстрация. Книжку одно удовольствие нести в руке, не говоря уже о чтении.

А теперь представьте, что книгу делали бы «наши» издатели. Не было бы комиксов, восхитительной верстки, и шуточек Ильяхова. Сомневаюсь, что я дочитал бы ее до конца. Вот что самое интересное в ней — способ подачи материала. Она стала предметом изучения не столько редактуры, сколько дизайна.

Обязательно посетите блог Ильхова и Сарычевой. Они много хорошего пишут

Книжка просто очень хорошо сверстана. Иногда хочется перечитать несколько страниц, чтобы еще раз насладиться расположением блоков, количеством начертаний, всяких выжимок и прочего. В обычной книге такого нет. Здесь будто читаешь блог Ильяхова — тот же текст, те же темы, тот же стиль. От сюда такой выразительный результат.

— Собственные выводы — самые сильные

Не инфостиль

Самая главная тема книги даже не редактура, не стоп слова со штампами. Главная тема — польза. Книга пронизана идеями о смысле, правде, читателе, фактах, доказательствах, примерах и целях. Максим проехался по каждой теме, наполнил ее живыми примерами и показал как использовать в работе. Не важно что вы пишите: пост в блог, текст на сайте или очередной выпуск рассылки. Все это можно улучшить инструментами инфостиля.

Максим не призывает к тому, чтобы вы слепо верили правилам. Он за смысл:

— Говорить правду, даже если она неудобная ☜

— Приводить факты и доказательства

— Рассказывать истории и приводить примеры

— Писать коротко

— Писать о пользе для других

— Писать как для себя

Книга рассказывает больше о том как вообще работать. Не важно текст вы пишите, или рисуете макет в скече. Работать нужно хорошо: ни врать, ни кидать, признавать ошибки, публиковать все... Книга серьезно прокачивает эмпатию, после нее стыдно делать халтуру или левачить. Я серьезно начал задумываться над тем, что пишу и как работаю. После нее я разобрался с долгами перед друзьями и клиентами. В инфостиль у меня не очень получается, но это и не самое главное — миллионы людей прекрасно пишут без этих инструментов.

Все советы и рекомендации применимы в работе любого специалиста. И редактор, и дизайнер, и председатель совета директоров после книги станут лучше. Может это я так загнался и увидел какой-то свой смысл, не знаю. Объемы правил и рекомендаций довольно большие, но свой урок из книги я извлек. Запомнил, что инструменты информационного стиля нужно использовать с умом: не высушивать текст, не юзать правила бездумно или механически, не использовать инфостиль в ущерб смыслу.

— Дело не в словах — смысл важнее слов

Текст = дизайн

С текстом работает любой человек, даже дизайнер. За пару лет в профессии я не раз сталкивался с ситуацией, когда текст использовался как заливка. Я работал с плохими копирайтерами, которые берут 250 рублей за 1000 знаков. До сих пор таких встречаю и не понимаю зачем они так работают. Блин, как можно брать деньги не за содержание, а за форму? Это настоящий ад.

Любой проект начинается с ТЗ, понимания или банального письма. Дальше идет расписывание задач и их решения. Затем наполнение и так далее. Удивительно, но все это текст. Если дизайнер не умеет с ним работать, то результаты будут плачевными.

В книге Максим говорит о создании любого текста. Советы помогут писать хорошо везде, даже на стенке в туалете.

— Писать то, во что веришь

Копать настолько глубоко, насколько можешь

Не верить никому на слово

Перепроверять цитаты и источники

Не менять текст под давлением

Публиковать все факты давления

Не брать за работу ничего, кроме зарплаты

Не бояться никого обидеть

Не бояться потерять работу

Не врать ☜

Признавать ошибки

Подписывать работу

Максим советует быть честным со всеми и с самим собой. Только так можно выполнять работу ответственно и хорошо. Книга не поможет вам написать статью о том, как принести кому-то вред. Если у вас заказали дизайн или редактуру Казино — лучше не браться за такую работу. В ней нет пользы для людей, не считая заказчика. Никакая работа не стоит унижений, перешагиваний через себя или вранья.

— Никогда не жертвуйте содержанием, ради формы

Совет на все времена

Чтобы получился хороший синтаксис, нужно делать две вещи:

— Читать текст вслух по многу раз

— Переписывать все, на чем спотыкаешься

Удивительно, насколько это просто и гениально. С макетами в Фигме или Люстре то же самое.

Как книга поможет мне

После первой сотни страниц мне стало очень трудно писать любой текст. Я начал больше думать о читателе и телегах, что я загоняю. Мне стыдно за большую часть заметок в этом блоге. Стыдно за отвратительное отношение, с которым я подходил к работе. Возможно поэтому результаты, которых я достигаю, не самые положительные.

Книга как антидот против булшета — ее магия не сработает на шарлатанах и бездельниках. Если вы нечестный человек, или занимаетесь грязными делишками — ничего хорошего и полезного в книге не ждите. Она лишь пристыдит вас и, возможно, поможет измениться. Полезный бонус книги — она здорово меняет отношение к любому делу. Про пользу я уже говорил.

После прочтения книги я не стал сразу писать лучше. У меня все еще будет кучи стоп-слов, тупых примеров и графоманских заумий. Книга не гарантирует, что я сразу же научусь создавать сильный текст. Для этого нужен опыт и большая работа над собой. Надеюсь, что со временем я научусь использовать инструменты и буду следовать простым правилам. Вот они:

Сила — в правде ☜

Смысл важнее формы

Чем проще — тем лучше

Пишите как ля себя

Читайте вслух

Приводите примеры

От простого к сложному

Пользу — вперед

Поставьте заголовок

Уважение и забота

Сквозь строки я увидел ясное послание:

Хватит уже!

Хватит подставлять людей и не следить за дедлайнами. Хватит полагаться на волю случая и верить, что проблемы уйдут сами по себе. Хватит браться за работу, которую не потянешь. Хватит лениться и играться. Хватит хамить и ставить себя выше всех. Хватит врать!

Возможно, Максим об этом не писал, а я все напридумал.