Цветная фотография до революции: Петр Веденисов

111 full reads
147 story viewsUnique page visitors
111 read the story to the endThat's 76% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Одним из героев моего романа "Замок четырех ветров", действие которого происходит на окраине Российской империи, был фотограф-энтузиаст, и попутно мне пришлось изучить состояние фотографического дела в начале XX века. Честно говоря, было очень приятно узнать, что уже в то время существовала цветная фотография - так называемый автохром (или автохром братьев Люмьер).

Петр Веденисов. Дворец Дюльбер. Автохром, 1910 г.
Петр Веденисов. Дворец Дюльбер. Автохром, 1910 г.
Петр Веденисов. Дворец Дюльбер. Автохром, 1910 г.

Если опустить сложные технические подробности, результатом съемки было цветное изображение на тонкой пленке, прикрепленной к стеклянной пластинке. Каждый кадр получался уникальным. Фотографировать можно было только более-менее неподвижные объекты. И да, автохром был весьма и весьма дорогостоящим занятием. Всерьез заниматься цветной фотографией могли только богатые любители или серьезные профессионалы.

Петр Веденисов. Настольная лампа. Автохром, 1910 г.
Петр Веденисов. Настольная лампа. Автохром, 1910 г.
Петр Веденисов. Настольная лампа. Автохром, 1910 г.

Когда заходит речь о знаменитых дореволюционных фотографах, чаще всего упоминаются Прокудин-Горский, Петр Веденисов и писатель Леонид Андреев. Прокудин-Горский был профессиональным фотографом, объездил значительную часть России, снимал таких людей, как Лев Толстой, и о нем в интернете много материала. Леонид Андреев был увлеченным энтузиастом, снимал уголок Финляндии, в котором жил, и заезжавших к нему гостей - в том числе Алексея Толстого и Репина. Петр Веденисов (1866-1937) был, вероятно, не так известен, и знаменитых людей на его снимках не встретишь. Впрочем, мы не знаем, сколько работ Веденисова пропало в ходе революции и гражданской войны. Важно, что дошла хотя бы часть - 135 автохромов, которые хранятся в одном из музеев.

Петр Веденисов. Имение Никольское в Симбирской губернии. 1911 г.
Петр Веденисов. Имение Никольское в Симбирской губернии. 1911 г.
Петр Веденисов. Имение Никольское в Симбирской губернии. 1911 г.

Веденисов был богатым человеком, часть года жил в имении Никольское Симбирской губернии, а часть года - в Крыму, поэтому на его фотографиях их можно видеть чаще всего. В интернете часто встречаются подборки фото, где представлены члены семьи Веденисова и его родственники - Козаковы и другие. Чтобы не повторяться, я покажу фото, которые попадаются реже. Это натюрморты, пейзажи, интерьеры, запечатлевшие быт обеспеченного гражданина Российской империи.

Петр Веденисов. Букет в вазе. 1910
Петр Веденисов. Букет в вазе. 1910
Петр Веденисов. Букет в вазе. 1910

Петр Веденисов. Закат над морем (начало 1910-х годов)
Петр Веденисов. Закат над морем (начало 1910-х годов)
Петр Веденисов. Закат над морем (начало 1910-х годов)

Кстати, в те годы фотография (черно-белая) называлась светопись, по аналогии с живописью. Учитывая сложности, возникающие при съемке автохрома, думаю, что Веденисов испортил не одну пластинку, пока ему не удалось добиться этой фотографии заходящего солнца.

Петр Веденисов. Вера Николаевна Веденисова и Елизавета Францевна Базилева на прогулке. 1911-1912 годы.
Петр Веденисов. Вера Николаевна Веденисова и Елизавета Францевна Базилева на прогулке. 1911-1912 годы.
Петр Веденисов. Вера Николаевна Веденисова и Елизавета Францевна Базилева на прогулке. 1911-1912 годы.

Вот мы и дошли до недостатков автохрома. Увы - он очень хрупок. Пленка может выцвести (подностью или частично), потерять один слой цвета (и изображение будет выглядеть неестественно). Пленка может растрескаться, отслоиться от основы (что мы и видим на примере этого фото). И еще: при большом увеличении видно, что автохромное изображение зернисто.

Петр Веденисов. Цветы глицинии. 1910.
Петр Веденисов. Цветы глицинии. 1910.
Петр Веденисов. Цветы глицинии. 1910.

Тут как раз цвет поехал - глициния должна быть сиреневой, а получился голубой.

Петр Веденисов. Ялта, 1910 г.
Петр Веденисов. Ялта, 1910 г.
Петр Веденисов. Ялта, 1910 г.

Здесь глициния в порядке, но по неизвестной причине верхняя часть снимка почернела.

Цветная фотография до революции: Петр Веденисов
Цветная фотография до революции: Петр Веденисов

Два снимка интерьеров имения в Никольском, начало 1910-х годов. Источник уверяет, что на обоих фото гостиная, но я не уверена, что это одна и та же комната. Обращает на себя внимание большое количество растений.

Петр Веденисов. Интерьер дома в Ялте, 1910 г.
Петр Веденисов. Интерьер дома в Ялте, 1910 г.
Петр Веденисов. Интерьер дома в Ялте, 1910 г.

Это дом в Ялте. Снимок потемнел (или там изначально не хватало света, что для автохрома тоже плохо). Интерьер довольно-таки экзотичный.

Петр Веденисов. Ялта, 1910-е годы.
Петр Веденисов. Ялта, 1910-е годы.
Петр Веденисов. Ялта, 1910-е годы.

Снимок, увы, выцвел, о чем можно только сожалеть. Белый дом, сиреневые глицинии - все было великолепно. Вообще в работах Веденисова мне нравится то, что делал их человек со вкусом, выбиравший красивые оттенки. Если черно-белую фотографию называли светописью, то цветную, возможно, цветописью, и Веденисов был, так сказать, замечательный цветописец.

Петр Веденисов. Ялта, начало 1910-х годов.
Петр Веденисов. Ялта, начало 1910-х годов.
Петр Веденисов. Ялта, начало 1910-х годов.
Петр Веденисов. Крымский пейзаж под снегом, 1910-е годы.
Петр Веденисов. Крымский пейзаж под снегом, 1910-е годы.
Петр Веденисов. Крымский пейзаж под снегом, 1910-е годы.

Хорошо, что более удачно сохранились эти два снимка. Они очаровательны.

Раньше я показывала фото Веденисова, на котором он запечатлел дореволюционную рождественскую елку, и где хорошо видны елочные игрушки.