"Долгая счастливая жизнь" (СССР, 1966, реж. Геннадий Шпаликов)

8 November 2020
219 full reads
1 min.
279 story viewsUnique page visitors
219 read the story to the endThat's 78% of the total page views
1 minute — average reading time

Это единственный фильм, который Геннадий Шпаликов снял как режиссер. Главные роли сыграли Инна Гулая и Кирилл Лавров.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сюжет, в общем, прост: Он встречает Ее. Он — геолог (профессия, довольно часто возникающая в кино 60-х; сейчас невозможно даже представить себе фильм о геологе, хотя сами геологи никуда не делись). Она — красавица. А потом начинается жизнь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Нет, не долгая счастливая жизнь, хотя ее вроде бы обещало название. Наоборот, разворачивающиеся в фильме события укладываются в считанные дни, от встречи до расставания.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Не знаю, кто настоял на названии, было ли оно свидетельством своеобразной иронии автора или его навязали извне. Я могу даже предположить, что от автора требовали закончить фильм как-то более оптимистично: даешь советскую мелодраму со счастливым концом, но автор на это не пошел. (В современном российском кино с автором вообще никто не стал бы считаться — наняли бы другого сценариста, переписали бы все, как хочет бездарный безграмотный продюсер, и состряпали бы очередную пустышку, о которой через месяц никто не вспомнит.)

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

В фильме ощущается дыхание эпохи, ее пульс, и вопрос "Ты знаешь, под каким созвездием мы сейчас едем?", который также невозможно вообразить в сегодняшнем кино — не пафосная фраза и уж тем более не фальшивая поза, а отзвук тогдашнего времени, когда жадно интересовались всем, взахлеб читали стихи и всерьез обсуждали перспективы покорения космоса.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно, герои говорят не только о созвездиях. Вот, например, кусочек из диалога героя Лаврова со случайным собеседником в театральном буфете.

- Люблю одну женщину… Как ее увижу, так напиться хочется.

- И часто ты ее видишь?

- Слава богу, нет. А то бы спился.

В фильме многое завязано на атмосфере, на полутонах, где-то ощущается влияние французского и итальянского кинематографа 60-х. Инна Гулая очень хороша, Лавров есть Лавров, и даже статисты без реплик сняты очень выразительно и узнаваемо.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Можно только пожалеть, что Шпаликову больше не довелось ставить фильмов и ряд накопившихся проблем привел к трагическому финалу. Эпоха, которую принято называть оттепелью (кстати, впервые это слово именно как обозначение времени мне встретилось в письме Тургенева, который считал оттепелью небольшой отрезок времени при Александре Втором), — так вот, оттепель 60-х подошла к концу. Фильмы 70-х по стилю иные, и герои там куда реже рассуждают о созвездиях. А впрочем, это уже совсем другая тема.