Рождественская елка и елочные игрушки в советском цветном фильме 1936 г.

21 December 2020
153 full reads
1,5 min.
184 story viewsUnique page visitors
153 read the story to the endThat's 83% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Киноведы очень любят запутывать вопрос о первых советских цветных фильмах, но если считать только то, что сохранилось, самым первым был документальный "Карнавал цветов" режиссера "Николая Экка", а первым художественным фильмом в цвете — его же "Груня Корнакова", которую иногда называют "Соловей-соловушко". Почему я пишу "Николай Экк" в кавычках, вы легко можете узнать из гугла, а сейчас речь пойдет не о превратностях биографии этого режиссера, а о той самой "Груне Корнаковой" — точнее, о рождественских елках, которые появляются в этом фильме.

Действие фильма происходит до революции и с места в карьер начинается показом елки в семье героини. Сейчас-то мы не видим в этом факте ничего особенного, но стоит помнить, что в 30-е елка была несколько лет запрещена вообще, затем разрешена, но уже как символ новогоднего праздника, аккурат перед наступлением 1936 года. Судя по всему, тогда не успели ни приготовить елки, ни поставить их, поэтому фактически возвращение праздника состоялось в канун 1937 года.

В фильме появляются две елки. Одна — скромная — в семье рабочей, полностью положительной героини, той самой Груни. Вторая — пышная — в семье буржуя, владельца фарфорового завода, поджигателя и вообще классового врага.

Посмотрим сначала на скромную елочку.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Из украшений присутствуют: рыбка красная, рыбка серебристая, шары, роскошный дед Мороз и еще один — внизу, его видно не полностью. Также мы видим мишуру и стеклянные бусы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Елка с другой точки, но видно хуже. Можно различить стеклянную грушу (внизу) и еще несколько украшений (красный шар вверху, например).

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Один из шаров на крупном плане.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тут видно свечки и довольно любопытные штуки: настоящую шишку, которую повесили на нитку и сделали украшением, имитацию пары вишенок и какого-то странного зверя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Уже знакомый дед Мороз, свечки, шары и стеклянная шишка. А вот что за красная фигурка на ветке, непонятно (птица?)

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Рождественская елка у буржуя и негодяя, судя по всему, упиралась в потолок, но увы! В кадре в основном оказался рождественский бал-маскарад и танцующие фигуры. В тех эпизодах, где камера статична и хоть как-то показывает елку, виден только ее бок.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тут видна мишура, шары, голубая шишечка (?), за ней фигурка девочки (кажется), но самый интересный шар в виде головы оказался рядом с лицом актера. Я никогда не видела подобных этому украшений.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Здесь видно конфеты на ветках и колокольчик — очень красивый. Ниже над мишурой, по-моему, хлопушка, которую срывает герой и хлопает ею.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тут видно разве что мишуру и некоторое количество украшений. Вообще при просмотре возникает масса любопытных вопросов. Поскольку показано дореволюционное время, может ли быть так, что часть елочных украшений в кадре тоже дореволюционная? Или это уже советские украшения? Или частично те, частично эти?

Что касается самого фильма, то мне трудно давать ему оценку, потому что при просмотре становится ясно, что цензура крепко держала автора за горло. При этом, надо сказать, он настолько откровенно любуется буржуйским маскарадом, особенно танцами, и с такой ностальгией вешает в кадр портреты царя и царицы, что можно только удивляться, отчего режиссер не схлопотал больше неприятностей, чем те, которые он получил на свою голову, когда его истинная личность бывшего белого офицера, живущего по подложным документам, была раскрыта.