Зачем нужны присадки в моторное масло?

15 August 2019

ИСТОЧНИК: VERcity

Смазочные присадки состоят из твердых микрочастиц, которые растворяются или суспендируются в смазочных материалах. Они являются органическими либо неорганическими соединениями, при этом объем таких частиц от 0,1 до 30 процентов от всего объема смазочного материала. Необходимое количество присадок зависит от типа двигателя и функции смазки.

Масляные добавки используются по трем причинам

  • Улучшения свойств базового масла путем добавления антиоксидантов, антипенных агентов, ингибиторов коррозии и деэмульгаторов.
  • Снижения нежелательных характеристик базового масла с использованием депрессорных присадок и улучшителей индекса вязкости.
  • Улучшения масла и придание ему новых свойств, таких как дезактиваторные свойства, моющие и противозадирные.

Типы масляных присадок

Разработка подходящей присадки является сложной и дорогостоящей задачей. Правильное сочетание химических веществ определяет ее тип и функцию - это же отличает турбинное масло от гидравлического масла и трансмиссионное масло от моторного.

Антиоксиданты. Кислород реагирует с самыми слабыми компонентами базового масла все время и при любых температурах. Эта реакция ускоряется присутствием воды и температурой. Данное явление называется окислением, и оно создает кислоты, которые вызывают коррозию и отложения на поверхности (что приводит к увеличению вязкости). Антиоксиданты используются для увеличения срока службы масла, задерживая начало окисления.

Ингибиторы ржавчины. Эти добавки создают барьер, который предотвращает реакцию с влагой и металлическими поверхностями, тем самым защищая оборудование от внутренней ржавчины. Металлические дезактиваторы также являются ингибиторами. Они также являются наиболее распространенным ингредиентом в большинстве смазочных материалов.

Улучшители индекса вязкости. Повышение температуры двигателя приводит к разжижению смазки. В таких условиях добавляются полимерные добавки для сохранения вязкости масла, следовательно, они называются улучшителями индекса вязкости.

Примечание: существуют определенные недостатки использования улучшителей вязкости из-за их размера (высокая молекулярная масса). Также они могут быть разрезаны компонентами машины, поскольку шестерни и детали с острыми краями наносят большой ущерб улучшителям индекса вязкости. При этом улучшители вязкости менее чувствительны к потере сдвига, если они высокого качества (поэтому рекомендуется приобретать присадки только от известных брендов, таких как Castrol).

Противоизносные (AW) агенты. Противоизносные присадки снижают износ и потери металла в машине, прикрепляясь к металлическим поверхностям трения. Они активируются, когда две металлические поверхности вступают в контакт и химически реагируют, образуя пленку. Также они помогают в защите металла от едких кислот.

Моющие. Моющие средства используются для поддержания в чистоте горячих металлических компонентов машины (без отложений) и нейтрализации кислот, образующихся в смазке. Они являются основными или щелочными по природе. Первоначально моющие присадки были на основе бария, но теперь они содержат магний и кальций.

Виды топливных присадок

Топливные присадки подразделяются на две группы: присадки к бензину и присадки к дизельному топливу, которые выполняют несколько разные функции. Присадки в бензине служат главным образом для улучшения процесса сгорания, тогда как в дизеле они кондиционируют топливо.

Важно: присадки к дизельному топливу используются для очистки топливных систем и предотвращения гелеобразования топлива зимой.

Самые популярные присадки:

Diesel Additive. Очищает топливные форсунки и улучшает смазывающую способность дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы (ULS). Она может использоваться непрерывно или, при необходимости, для очистки грязных топливных систем.

Антигель добавка. В холодном климате дизель специально обрабатывается антигелеобразующими добавками. Однако летнее дизельное топливо может не содержать достаточного количества антигеля, а зимнее дизельное топливо может не содержать достаточного количества антигеля для предотвращения гелеобразования во время похолодания. Diesel-Antigel эффективен при температуре до -31 по Цельсию.

Депрессанты с низкой температурой застывания. Они используются для снижения температуры, при которой эти воски затвердевают, чтобы обеспечить холодный запуск в экстремальной зимней погоде.

Противобактериальные. Хотя дизельное топливо не содержит воды, во время транспортировки и хранения, часть воды все же конденсируется. Дизель легче воды и оказывается сверху - это способствует росту количества бактерий, которые загрязняют топливо и блокируют фильтры и инжекторы. Для снижения роста бактерий в топливо добавляются антибактериальные добавки с диоксидом.

Радиаторные добавки. Многие компании производят присадки для систем охлаждения автомобилей, которые предназначены для поддержания их чистоты и устранения мелких утечек. Эти присадки совместимы с современными сплит-системами и помогают предотвратить серьезные проблемы с двигателем, обеспечивая правильную работу охлаждения.

Очищающие. Естественная способность дизеля действовать в качестве смазочного материала не всегда достаточна для защиты насосов высокого давления и топливных инжекторов, поэтому в зависимости от состава топлива, могут потребоваться смазывающие присадки. Во время сгорания образуется сажа, особенно когда двигатель холодный. Эта сажа накапливается на топливных форсунках, вызывая их частичную или полную блокировку. Добавляемые в топливо моющие присадки очищают инжекторы.

Дизельные стабилизаторы. Другая проблема, влияющая на системы рециркуляции топлива, заключается в том, что дизель имеет тенденцию образовывать смолы при нагревании, а рециркуляция дизельного топлива из горячих форсунок в топливный бак может вызвать засорение фильтра и форсунок. Для уменьшения вероятности этого в топливо добавляются специальные дизельные стабилизаторы.

Примечание: дизельные двигатели используют воспламенение от сжатия, вместо искрового зажигания. Топливо впрыскивается в цилиндр двигателя в точное время и самопроизвольно воспламеняется при высоких давлениях, достигаемых во время цикла сжатия. Присадки к дизельному топливу выполняют несколько иные функции по сравнению с присадками к бензину (они выполняют три основные функции): кондиционируют топливо, предотвращают рост количества бактерий и поддерживают топливную систему в чистоте.

Бензиновые добавки

Присадки к бензиновому топливу имеют несколько функций. Во-первых, они включаются в работу, когда необходимо контролировать скорость сгорания и предотвращать преждевременное воспламенение топлива. Во-вторых, они действуют, когда необходимо сократить вредные выбросы и кондиционировать топливо. Эти добавки могут быть сгруппированы следующим образом:

Контроль характеристик зажигания. В бензиновых двигателях для зажигания топлива используется искра, создаваемая свечой зажигания. Это создает более точное управление процессом зажигания и является одним из ключевых факторов, контролирующих экономию топлива и мощность. Бензин легко воспламеняется, и для обеспечения его воспламенения в горячей камере сгорания до срабатывания свечи зажигания добавляются противоударные присадки, которые повышают температуру самовоспламенения бензина. Октановые бустеры выполняют аналогичную функцию, предотвращая самовозгорание, когда топливо сжимается во время цикла сжатия современных двигателей с высокой степенью сжатия. Учитывайте, что неконтролируемое зажигание бензина особенно вредно для двигателей и его следует избегать.

Контроль загрязнения. Одним из продуктов сгорания является окись углерода - ядовитый газ без запаха, способствующий образованию смога. Группа топливных добавок под названием оксигенаты уменьшает образование угарного газа, стимулируя более полное сгорание. При этом бензин может содержать до 10% оксигенатов.

Ингибиторы коррозии. Ряд продуктов добавляется в бензин для предотвращения коррозии и образования отложений. Специальные антиоксиданты предотвращают окисление бензина, что приводит к коррозии и образованию смолистых отложений, которые блокируют фильтры и инжекторы. Ингибиторы коррозии уменьшают коррозию металлических компонентов в топливной системе и камере сгорания, вызванную кислотными соединениями. Они же используются для удаления сажевых отложений с топливных инжекторов, а смазочные материалы обеспечивают смазку инжекторов и предотвращают отложение смолистых остатков.