KAMAZ-online
10 116 subscribers

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

4,9k full reads
6k story viewsUnique page visitors
4,9k read the story to the endThat's 82% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

В период с 1994 по 2003 годы в основном автомобильном составе «КАМАЗ-мастер» использовался автомобиль КАМАЗ-49252, принесший первое золото Дакара нашим спортсменам в 1996 году. Об этом грузовике мы вам сегодня и расскажем.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

Неудачный опыт с двухосным болидом КАМАЗ-49250 привёл конструкторов команды к пониманию, что до предела форсированный серийный камазовский двигатель — это далеко не идеальное решение для гонки. После выхода из строя на Дакаре 1994 года двигателей всех трёх машин команды, стало ясно, что надо искать новый мотор.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

На следующий год команда готовила новые машины, ставшие логическим развитием модели 49250. Это КАМАЗ-49251 (на него установили двигатель Cummins, 6 цилиндров, мощность 600 лошадиных сил) и КАМАЗ-49252 (ЯМЗ-7Э846, 8 цилиндров, 750 «лошадок»).

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

Друг от друга грузовики отличались не сильно: на машине с ЯМЗ было две трубы выхлопа, воздухозаборника тоже было два; на болиде с иностранным движком — по одному экземпляру.  Но внешний вид этих машин серьёзно отличался от всех предыдущих гоночных грузовиков запоминающимся скошенным кузовом. В итоге из двух этих машин лучше всего себя показал КАМАЗ-49252, его и стали разрабатывать в дальнейшем.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

Для этой машины конструкторы разработали уникальную жёсткую раму, которая без всяких последствий выдерживала экстремальные нагрузки — поломок стало заметно меньше. На машину поставили более мощные редукторы и 25-дюймовые колёса.  Модернизировали и тормозную систему. Мотор оставили в центре, увеличили аэродинамические свойства кузова, изменив его форму.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

16 с требовалось автомобилю КАМАЗ-49252, чтобы набрать скорость 100 км/ч, а максимальная скорость, на которую он был способен на трассе — 180 км/ч. В общем, машина получилась отличная, и только по не зависящим от команды причинам на гонке Дакар-1995 «КАМАЗ-мастер» ничего не взял. Зато на следующий год наших спортсменов ждала полноценная победа. Вообще, впервые Дакар покорился именно этому из всех КАМАЗов. КАМАЗ-49252 побеждал на этой гонке дважды: в 1995-м (экипаж Виктора Московского) и в 2000-м (экипаж Владимира Чагина).

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

История усовершенствований

В 1997 году в правила гонок вносятся изменения, теперь запрещается использовать двадцатипятидюймовые шины. У машины КАМАЗ-49252 возникают технологические сложности: между диском и барабаном тормоза расстояние стало меньше, поэтому начался перегрев тормозов и ступиц, колодки начали изнашиваться в кратчайшие сроки. Чтобы это исправить камазовцы сняли защиту с тормозов.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

В 2000 году на Дакар выставили болид КАМАЗ 49252 WSK. На него поставили КПП ZF 16S220A с гидротрансформатором WSK. Машина шла на гонку недоработанной: из-за гидротрансформатора стал тяжёлым первичный вал КП, это привело к тому, что сальник стал протекать. Из болида постоянно вытекало масло. Приходилось заводить двигатель за час до старта, чтобы к началу этапа машина была в норме. Но это не помешало нашим спортсменам победить. Это было второе камазовское золото Дакара, которое было завоёвано спустя четыре года после первого. Позже «КАМАЗ-мастер» будет побеждать практически ежегодно, тогда это было не часто.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

В 2001 году на гонке «Париж-Дакар» «КАМАЗ-мастер» с треском провалился. Автомобили всех четырёх экипажей сошли с дистанции, у троих из них сломалась КПП ZF. После гонки конструкторы провели анализ повреждений и нашли проблемное место. Спортсмены попросили производителей усилить слабую деталь — это была опора коронной шестерни. На просьбы пришёл ответ, что потребителей устраивает качество серийной коробки, а если она выходит из строя на гоночных автомобилях — то это проблема самих гонщиков. Тогда данную деталь стали изготавливать в цехах «КАМАЗ-мастер» и устанавливать её в коробку. Так камазовцы модернизировали коробку ZF.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

Такой была история гоночного грузовика КАМАЗ-49252. Но история команды «КАМАЗ-мастер» на этом, естественно, не закончилась. Продолжение — в следующих выпусках. Следите за нашими публикациями.

КАМАЗ-49252 — первый камазовский болид, победивший на Дакаре

И конечно, если вам понравился пост — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал