Доброе трамвайное утро

13.07.2018

И сегодня мы поговорим про еще одного известного ветерана мира трамваев, крайне лампового и многими любимого (но, кстати, не автором). Итак, встречайте РВЗ-6:

Если среди трамваев, производство и популярность которых пришлась на 70-е 80-е годы прошлого века выделять скажем четверку самых влиятельных, то она бы выглядела так: Татра T-3SU, КТМ-5, РВЗ-6 и ЛМ-68М.

При этом, если вглядеться, то наш сегодняшний гость как по мне, выглядит самым архаичным из этой четверки, впрочем это не мешает быть ему любимцем многих.

РВЗ-6, традиционно с бугелем
РВЗ-6, традиционно с бугелем

РВЗ-6 — советский односторонний моторный четырёхосный высокопольный трамвай, детище Рижского вагоностроительного завода. Последний в основном специализировался на производстве электричек и подарил миру всеми любимый глобус- ЭР-2, и много еще чего, в том числе и трамваи.

История нашего героя началась с того, что его предшественник МТБ-82 сильно устарел по всем аспектам. И Совмин СССР принял постановление о разработке на РВЗ нового типа трамвайного вагона им и стал РВЗ-6.

МТБ-82 предшественник РВЗ-6
МТБ-82 предшественник РВЗ-6

По сравнения с предшественником, он был конечно очень крутым: вместо архаичной НСУ (непосредственной системы управления) появилась косвенная, низковльтная РКСУ, появились тележкимостового типа с магниторельсовым тормозом и подрезиненными колесами, отопление пассажирского салона стало осуществляться за счёт тепла от пускотормозных сопротивлений. Производство РВЗ-6 началось в 1960 году и продолжалось аж до 1987 год.

Первоначальная модификация РВЗ-6 и даже РВЗ-6М, несмотря на наличие РКСУ(реостатно-контакторной системы управления) не могла быть сцеплена в состав по системе СМЕ (Система многих единиц), при которой все двигатели всех вагонов управляются из одной кабины.

Поэтому в 1974 году, когда эта фича была особенно востребованной, ее туда внедрили. После этого агрегат стал именоваться РВЗ-6М2.

Впрочем, некоторых это не останавливало, и, например, в Харькове, в местном депо немодернизированным РВЗ-6М допилили возможность работы по СМЕ самостоятельно.

Трамвайный поезд из РВЗ-6М2.
Трамвайный поезд из РВЗ-6М2.

РВЗ-6 работали в большом количестве городов СССР, включая Москву, Минск, Даугавпилс, Баку, Ереван, Тбилиси, Ташкент, Горький, Казань, Киев, Красноярск, Владивосток, Архангельск, Уфу, Липецк и многие другие.

Однако, в каждом из этих городов судьба РВЗ-6 оказалась своей. Так, например, Москва отказалась от РВЗ-6 в пользу чешских вагонов и передала свои РВЗ-6 Ташкенту.

РВЗ-6 покоряет Москву
РВЗ-6 покоряет Москву

В большинстве других трамвайных хозяйств СССР вагоны РВЗ-6 прочно укоренились, в ряде крупных городов страны они стали единственным видом подвижного состава, как, например, в Казани после отставки МТВ-82 от работы с пассажирами. В городах, где подвижной состав был разнообразен, как правило, существовало трамвайное депо, специализирующееся на РВЗ-6. Такая ситуация сложилась в Горьком (Нижнем Новгороде), где с 1986 года депо № 1 работало исключительно с чешскими «Татрами» T3, депо № 3 — исключительно с отечественными КТМ-5, а депо № 2 работало как с T3, так и с весьма значительным парком РВЗ-6 разных модификаций. В общем, было весело.

 Салон РВЗ-6
Салон РВЗ-6
РВЗ-6 в Нижнем Новгороде
РВЗ-6 в Нижнем Новгороде

Несмотря на то, что в большинстве городов РВЗ-6 уже и не встретишь, кое-где они все еще эксплуатируются и перевозят пассажиров.

Так, если вы очень хотите его встретить, то счастье попытать можно, например, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

РВЗ-6 гнет свою бескомпромиссную рижско-советскую линию и желает тебе хорошего дня.