Яркая звезда - Аркадий Райкин

05.01.2018

17 декабря 1987 года ушел из жизни знаменитый советский актер театра, эстрады и кино, театральный режиссер и юморист Аркадий Исаакович Райкин.

Аркадий Райкин - уважаемый артист и мастер мгновенного перевоплощения на сцене. Исполнитель монологов, фельетонов и скетчей, удивительный конферансье – он навсегда вошел в историю советской эстрады и юмора. Его миниатюры и спектакли были пронизаны сатирой и отличались остротой в сравнении с другими артистами эстрады того времени, оставаясь при этом всегда интеллигентными и корректными.

Аркадий Исаакович Райкин родился 11 ноября 1911 года в Риге. Отец, Исаак Давидович, работал в Рижском порту и был бракёром строительного леса, его жена Лея (Елизавета Борисовна) была акушеркой. Аркадий был старшим ребенком в семье. После него на свет появились две сестры Белла и Софья, а в 1927 году – брат Максим, который в дальнейшем стал актером Максимом Максимовым.

В пятилетнем возрасте родители увезли Аркадия из Риги, так как она превратилась в прифронтовой город. Семья Райкиных переехала в город Рыбинск, где находилось новое место работы отца. Там прошло детство актёра, именно здесь он в девятилетнем возрасте впервые вышел на любительскую сцену. Дома его увлечения не поддерживали, против карьеры был отец. Смирившись с тем, что делает сын, было решено, что еврейскому мальчику благороднее заняться музыкой - купили скрипку. Музыкантом Аркадий не стал.

Из Рыбинска семья Райкиных переехала в Петроград, это произошло в 1922 году. Там Аркадий очень полюбил посещать Академический театр драмы. Для того чтобы покупать билеты в театр, он тайно продавал свои учебники и тетради... Райкин учился в одной из старейших и лучших школ города.

Уже в школе раскрылся его творческий характер. Помимо сцены мальчика привлекала живопись. На уроках изобразительного искусства он поражал учителей не только своей техникой, но и глубиной мысли, которая была в его работах. Поэтому долгое время он не мог определиться с тем, какую профессию выбрать: актера или живописца.

Стоит отметить, что в детстве будущий сатирик серьезно заболел. В 13-летнем возрасте он так сильно простыл на катке, что заработал страшную ангину, которая дала осложнения на сердце. Врачи считали, что мальчик не выживет, но он победил болезнь, хотя ревматизм и ревмокардит надолго приковали его к постели. Ему заново пришлось учиться ходить.

К весне Райкин встал с постели и оказался на голову выше своей матери. При это он не мог ходить. Отец сажал его к себе на плечи, как маленького, и сносил во двор вниз с шестого этажа. Во дворе к нему сбегались дети, смотрели на него выросшего, а он пытался ходить на своих непривычно длинных, неловких, словно новых ногах. Болезнь, которую он победил, отняла у него тогда почти год жизни, оставив после себя не только неприятные воспоминания, но и пороки сердца.

В 18 лет Аркадий устроился работать лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский техникум сценических искусств. Документы он подал вопреки желанию своих родителей: из-за этого в семье разразился настоящий скандал, Аркадию пришлось уйти из дома. Учебу в техникуме сценических искусств он совмещал с работой и брал частные уроки у Михаила Савоярова, который высоко ценил талант Райкина. Окончив техникум в 1935 году, Аркадий Райкин попал в Театр рабочей молодежи, который достаточно быстро стал Театром Ленинского комсомола.

В том же 1935 году Аркадий Райкин женился. Его избранницей стала актриса Руфь Марковна Иоффе, которую он ласково называл Рома. Вскоре в их семье появится дочь Екатерина, которая в будущем будет женой трех знаменитых актеров – Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля, а сын данной семейной пары Константин Райкин пойдет по стопам отца и сам станет легендарным артистом. В настоящее время он руководит московским театром «Сатирикон», который был создан его отцом.

Летом 1937 года Аркадия Райкина снова настигла болезнь – вторая тяжелая атака ревматизма с осложнениями на сердце. В больнице, в которую его положили, врачи снова предрекали ему самый тяжелый исход, они не верили, что он выживет. Однако Райкин победил болезнь и на этот раз, правда из больницы он выписался уже абсолютно седым человеком. В 26 лет.

Спустя некоторое время Аркадий встретил на Невском проспекте Сергея Владимировича Образцова, тот очень удивился, увидев его полностью седую голову, и посоветовал Райкину покраситься, чтобы не выглядеть стариком в 26 лет. Артист послушался его совета и в чем-то даже испортил себе жизнь, на долгие годы став «рабом» парикмахеров. В условиях многочисленных гастролей ему приходилось красить голову в различных городах СССР. Так как хороших красителей в стране не было, в случайных руках парикмахера волосы Райкина, как у настоящего клоуна, часто приобретали странный оттенок. Но при этом болезнь и состояние здоровья никогда не были препятствием для его актерской деятельности.

В 1938 году Райкин дебютировал в кино, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный», однако его роли в этих фильмах остались практически незамеченными.

В ноябре 1939 года к артисту пришло настоящее признание, Аркадий Райкин стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив со своими номерами «Чаплин» и «Мишка». Два его танцевально-мимических номера покорили зрителей и членов жюри конкурса. После успеха на конкурсе его берут на работу в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, в котором за три года Райкин сделает успешную карьеру, пройдя путь от актера массовки до худрука театра.

Войну артист встретил в Днепропетровске, куда приехал с театром на гастроли за несколько часов до ее начала. Гастроли так и не начались. Предвидя опасность для артистов, Первый секретарь Днепропетровского горкома партии Брежнев лично добился выделения артистам отдельного железнодорожного вагона, они успели выехать назад в Ленинград буквально за час до первой бомбардировки Днепропетровска. В ходе воздушного налета здание вокзала и окрестности были серьезно повреждены.

В годы войны в составе фронтовых бригад артистов Райкин исколесил почти всю страну, выступая и на передовой, и в тылу перед ранеными. За 4 года он проехал тысячи километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана

В годы войны режиссер Слуцкий пригласил Райкина сняться в фильме-концерте «Концерт фронту», съемки проходили в ноябре 1942-го в Москве. Райкин исполнил роль киномеханика, прибывшего на фронт в одну из частей, где ему предстояло примерить на себя обязанности конферансье. Данная картина была, по сути, экранным воплощением эстрадных номеров, которые были исполнены на фронте в годы войны.

После войны Райкин продолжил свою работу в Театре миниатюр и снялся в нескольких кинокартинах. В 1948 году Ленинградский театр миниатюр, которым руководил Райкин, официально выделился из состава Ленинградского театра эстрады и миниатюр.

Картины «Мы с вами где-то встречались» (1954 год), «Когда песня не кончается» (1964 год) и многосерийный телесериал «Люди и манекены» (1974 год), созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, были вершиной его карьеры в кино, которая все-таки была не такой успешной, как сценическая и театральная. В этом телесериале удалось экранизировать большинство остросатирических и лирических образов Райкина, которые в разные годы появлялись на сцене его Театра миниатюр.

Успешной была и послевоенная театральная деятельность Аркадия Райкина. Совместно с писателем-сатириком Поляковым были созданы отличные театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Выступления Райкина на радио и телевидении, аудиозаписи его миниатюр пользовались большой популярностью у советской публики. Особенно были известны его сценические номера, в которых актер быстро менял свой облик.

Райкин успешно сотрудничал со своими "коллегами по цеху". На гастролях в Одессе, он встретился с молодыми комиками Михаилом Жванецким, Романом Карцевым, Людмилой Гвоздиковой, Виктором Ильиченко. Совместно они создали ряд очень запоминающихся эстрадных сценок, из которых самой известной стала концертная программа «Светофор».

Как вспоминали современники Аркадия Райкина, сатирик был едва ли не единственным, кто в то сложное время осмеливался открыто демонстрировать на театральной сцене, как портят человека вседозволенность и власть. Отношения с советской властью у Райкина были своеобразными. Его очень любили большие начальники, однако ненавидели средние. Практически все его миниатюры отличались остротой, что было заметно в сравнении с другими советскими артистами эстрады того же времени. Однако, как отмечали советские критики, миниатюры Райкина всегда были корректны и интеллигентны. Появление Райкина на сцене и экране было праздником. Наверное, именно по этой причине для многих Аркадий Райкин – это часть их души, часть эпохи, которая, к сожалению, ушла безвозвратно.

Аркадий Райкин никогда специально не добивался наград или званий, которые пришли к нему в основном уже в конце жизни. Так Звание народного артиста СССР Райкин получил в 58 лет, когда, по сути, давно уже являлся настоящим народным артистом. На Ленинскую премию артиста выдвигали два раза. Впервые еще в середине 1960-х годов за его спектакль «Волшебники живут рядом». Однако выдвижение Райкина, несмотря на письма многочисленных зрителей его спектаклей, не было поддержано соответствующими "инстанциями". Лишь в последние годы своей жизни он получил Ленинскую премию (1980 год), а в 1981 году и звание Героя Социалистического Труда.

Всю свою жизнь Аркадий Райкин мотался с гастролями по стране и миру, в 1965 году он даже выступал в Лондоне. Много лет он жил между двумя городами страны – Москвой и Ленинградом. В тот момент, когда отношения артиста с партийным руководством города на Неве, окончательно расстроились, он попросил у Леонида Брежнева разрешения переехать вместе с театром в столицу. Получив разрешение, Аркадий Райкин в 1981 году вместе с театром переехал в Москву. Меньше чем через год после этого появляется новый спектакль, теперь уже московского театра Аркадия Райкина «Лица» (1982 год), в 1984 году вышел спектакль «Мир дому твоему». В апреле 1987 года Государственный театр миниатюр, возглавляемый Райкиным, получил новое имя «Сатирикон».

Выходя на сцену в последние годы своей жизни, Райкин буквально совершал подвиг. Ему трудно было начать говорить – все мышцы были скованы, поэтому он заранее приходил в театр и начинал их разминать. Лицо всегда живое и отличающееся яркой мимикой превратилось в маску, глаза остановились, это замечали даже зрители, которые писали письма о том, что любят его и считают, что о не должен больше выходить на сцену, уделяя внимание заботам о своем здоровье. Но родные прятали от него эти письма. Как вспоминала дочь, если бы письма показали отцу, он бы, наверное, завтра же и умер, а на сцене он всегда возрождался.

Аркадий Райкин ушел из жизни поздно вечером 17 декабря 1987 года в возрасте 76 лет, он скончался от последствий ревмокардита. Его похоронили 20 декабря в Москве на Новодевичьем кладбище. После его смерти руководство театром «Сатирикон» взял на себя его сын Константин Аркадьевич Райкин. Вскоре после смерти Аркадия Райкина театру было присвоено имя его гениального многолетнего руководителя.

_______________________________________________________________________________________________________________

Будем рады финансовой поддержке проекта!

Хочешь ещё больше интересных статей? Ставь палец вверх, подписывайся на Вестники России и следи за нами в своей ленте Дзена - статьи выходят каждый день! :)