Экипировка для выживания зимой. Проходим проверку перед стартом гонки Транс-Онего Kite Enduro

Походы зимой в суровых условиях требуют не только особенной физической и психологической подготовки, но и выбора качественного и разнообразного снаряжения. Далеко не каждый захочет несколько дней жить в холоде и ночевать в палатке прямо на снегу. А уж если решился, то нужно правильно подобрать экипировку

В начале марта я принял участие в экспедиционной гонке на кайтах по льду Онежского озера. Участникам нужно пройти 300 километров пути по генеральному курсу от Петрозаводска в Медвежьегорск. Четыре дня автономного путешествия в суровых условиях. Собирать снаряжение я начал за полгода, поэтому сейчас расскажу про основные вещи, которые я использовал. Они будут необходимы не только в кайтовых гонках, но и в любом зимнем походе

Сборы на гонку. И это еще не все!
Сборы на гонку. И это еще не все!
Сборы на гонку. И это еще не все!

За день до старта проходит проверка снаряжения, на которой участники выкладывают всю снарягу и показывают организаторам. Я распределил их на несколько основных групп

Итак, начнем:

Одежда

Главный принцип - многослойность. Термобелье, флисовый верх, ветрозащитная куртка, желательно мембранная. На кайтах мы используем комбинезоны, они не продуваются и снег никак не может попасть под одежду.

Это основной комплект. Когда работаю днем, то больше ничего не нужно. Как только пришел на стоянку, сразу надеваю пуховик. Он не дает телу охлаждаться, т.к. в лагере я двигаюсь не так активно.

Я сделал запас варежек, именно варежек а не перчаток, т.к. в них теплее. Несколько пар носков, обычных и шерстяных. Запасную шапку и несколько бафов

В лагере за завтраком(тренировка в Самарской области)
В лагере за завтраком(тренировка в Самарской области)
В лагере за завтраком(тренировка в Самарской области)

Быт

Палатка станет домом не несколько дней, поэтому она должна быть довольно просторной и ветроустойчивой. Я взял свою старую добрую палатку от Freetime. Уже более десяти лет она служит мне верой и правдой. Хотя кажется эта гонка стала для нее последней

Спальник всегда должен оставаться сухим, поэтому лучше хранить его в гермомешке. Пуховые спальники легче и более теплые, но при намокании их нереально высушить. В гонку я взял синтетический спальник Vertikale Tundra с температурой комфорта -8 -14, предел -28

Тренировка на Жигулевском море. Тогда было прохладно:  -10. В спальнике комфортно
Тренировка на Жигулевском море. Тогда было прохладно: -10. В спальнике комфортно
Тренировка на Жигулевском море. Тогда было прохладно: -10. В спальнике комфортно

Лавинная лопатка, одна на команду. Она может пригодиться для разных целей, например мы окапывали палатку снегом, чтобы было теплее. Лопаткой я делал сугроб перед входом, чтобы потом удобно было топить снег

Ледобуры нужны для крепления палатки на льду, чтобы наш мобильный дом не улетел на простор озера

Еда

В условиях холода и снега, когда ты целый день довольно интенсивно работаешь, совсем не хочется много времени тратить на приготовление еды. Поэтому я взял сублиматы, которые нужно только развести кипятком и подождать пять минут. Потом можно есть полноценный суп или кашу. Мы добавляли в каждое блюдо куски мяса или колбасы, так было максимально вкусно и питательно

Заваривать можно прямо в пакетике. Лапшу Ролтон взял как НЗ, на всякий случай, да и в суп можно добавлять для объема
Заваривать можно прямо в пакетике. Лапшу Ролтон взял как НЗ, на всякий случай, да и в суп можно добавлять для объема
Заваривать можно прямо в пакетике. Лапшу Ролтон взял как НЗ, на всякий случай, да и в суп можно добавлять для объема

Для кипячения воды мы использовали газовую плитку с радиатором. Она довольно быстро кипятит воду. Минус газовых баллонов - они очень плохо работают при низких температурах. Нужно греть ледяной баллон руками, чтобы система работала. Иногда одна горелка кипятит воду, а другая греет газ. Правда такая схема взрывоопасна, будьте осторожнее

Идеальным вариантом для зимы я считаю жидкое топливо. Бензиновые горелки хорошо себя показали. К сожалению, перед гонкой я не успел приобрести такую, т.к. она уже не вписывалась в бюджет

Конечно в зимнем походе нельзя обойтись без термоса. Каждое утро мы заваривали чай на целый день, а потом пополняли запасы на контрольных пунктах, если была возможность. Волонтеры старались кипятить воду для участников, за это им отдельное спасибо

Электроника

Навигация у меня была с использованием нескольких приборов. Обычный GPS Garmin, бронебойный телефон на андроиде только под навигацию и умные спортивные часы. В каждое устройство я загрузил маршрут и путевые точки. Часы всегда были на руке и являлись основным инструментом. GPS и телефон я доставал только на стоянках, чтобы детально изучить дальнейший путь

Связь. Мы пользовались двухканальными рациями с УКВ диапазоном. На одной частоте мы всегда слышали организаторов, на другой общались между собой. Также на каждом телефоне было установлено приложение Traccar, которое передавало сигнал о нашем местонахождении. Болельщики могли следить за передвижением команд на сайте гонки

Запасные аккумуляторы я взял в достаточном количестве. Три банки по 10 000 mAч и шестнадцать батареек AA для GPS

Одна банка осталась так и не использованной. Как и батарейки в GPS, т.к. в основном я использовал часы
Одна банка осталась так и не использованной. Как и батарейки в GPS, т.к. в основном я использовал часы
Одна банка осталась так и не использованной. Как и батарейки в GPS, т.к. в основном я использовал часы

Средства спасения

Аптечка, которая сопровождает в любом путешествии

Ракетница с пятью красными зарядами

Веревка для буксировки за снегоходом, которую можно еще использовать для многих других целей. Веревка никогда не бывает лишней

Средство передвижения

На чем еще можно пройти триста километров зимой меньше чем за четыре дня? Конечно кайты - воздушные змеи которые могут буксировать человека вместе с санями

Кайты, как паруса. Их должно быть несколько, на разный ветер. Плюс горные лыжи и сани на которые крепится все снаряжение

На санях два рюкзака, увязанные веревкой. Есть специальные сумки, но я тоже не успел пошить такую до гонки
На санях два рюкзака, увязанные веревкой. Есть специальные сумки, но я тоже не успел пошить такую до гонки
На санях два рюкзака, увязанные веревкой. Есть специальные сумки, но я тоже не успел пошить такую до гонки

Вес снаряжения должен быть не менее 38 кг на команду. Мы уложились в этот норматив с лихвой. Одни сани напарника были около 10 кг, правда сублиматы сильно убавили потенциальный вес

В этой статье я постарался коротко обозначить основные элементы снаряжения. О каждой вещи по отдельности можно вести долгие дискуссии. В следующих статьях я расскажу, как проходила наша гонка и все ли нам пригодилось. Волнение перед стартом нарастает, но мы сделали все, что могли. Теперь осталось только пройти дистанцию!

Мой напарник Вовчик на старте(фото из официальной группы мероприятия)
Мой напарник Вовчик на старте(фото из официальной группы мероприятия)
Мой напарник Вовчик на старте(фото из официальной группы мероприятия)

Спасибо за проявленный интерес! Чтобы не пропускать статьи и видео о приключениях подписывайтесь на канал Человек и Вездеход

ФОТО В ИНСТАГРАМ | ВИДЕО ПРО ПРИКЛЮЧЕНИЯ