ВОВ. Фронтовые испытания истребителя И-185, в декабре 42 года. Радости и разочарования лётчиков.

1 April 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.
Истребитель  И-185, конструкции Поликарпова. В серийный выпуск не пошёл, но прошёл с успехом фронтовые испытания.
Истребитель И-185, конструкции Поликарпова. В серийный выпуск не пошёл, но прошёл с успехом фронтовые испытания.

В начале декабря 1942 года на калининский фронт вылетела четвёрка новых Советских фронтовых истребителей И-185, для проведения фронтовых испытаний. Испытания должны были пройти в зоне действия 3-ей воздушной армии, которую возглавлял генерал -майор Громов, хорошо знакомый с особенностями испытательных работ. Прибывшие на фронт экипажи самолётов генерал проинструктировал лично. Из-за секретности проводимых действий лётчикам запретили вступать в воздушные схватки с противником и перелетать за линию фронта (к этому моменту на театре боевых действий, в полосе Ленинградского фронта, появился в сентябре 42 года , у немецкой стороны, новейший истребитель "Fw -190"). пилотам было сказано буквально следующее: "Падение И-185 на вражескую территорию, будет приравнено к измене."

В течении месяца летчики в парах облетали новые машины, сделав на них свыше десяти боевых вылетов каждый. Один из полётов "пары" был задействован как "свободная охота" над нашей территорией. При выполнении данного задания лётчик Боровых сумел легко сбить немецкий самолёт, но подтвердить что тот упал и разбился лётчики не смогли, а значит эта победа не была зафиксирована официально. Кроме задействованных на новых машинах четырех летчиков, сумел облетать аппарат и их командир полка, в составе которого они находились. Командир полка капитан Василяка написал о своем опыте полетов приблизительно следующий отчет. "Я лично летал на самолетах И-16, Як-1, Як-7б,Ла-5, Харрикейн и И-185. Мои выводы как летчика следующие. 1.Переход с других типов самолетов на И-185 прост. 2.Выполнение взлета и посадки простые. 3. Самолёт управляется легко, очень устойчив в полёте. 4. Машина имеет хорошую скороподъемность , и высокую маневренность на вертикалях, это дает преимущество в бою с истребителями противника, что не всегда возможно на Як-1 и Ла-5. 5.Горизонтальная скорость истребителя имеет большое преимущество по сравнению с другими отечественными самолетами и немецкими машинами. Недостатки, которые рекомендую устранить. 1.Облегчить управление жалюзи мотора(охлаждение). 2.Преднюю часть фонаря, вместо овальной - искажающей, сделать граненой. 3. Вынести сектор газа вперёд, как миниум на 100 мм. При старом положении сектора убрать газ полностью , без особых манипуляций, нельзя. 4. Оборудовать запуск мотора сжатым воздухом. (И так далее - всего девять замечаний.) Считаю,что машина И-185 отвечает всем требованиям для ведения боевой работы. Надо считать , на текущий момент истребитель И-185 является лучшей машиной по своей простоте в управлении, по скорости. маневру, по вооружению ( три пушки "ШВАК") и живучести."

Немецкий  "Фокке-Вульф  - 190",  задействованный на Восточном фрот с сентября  1942 года. Составил серьезную конкуренцию нашим машинам  и лётчикам , так  как был очень скоростным.
Немецкий "Фокке-Вульф - 190", задействованный на Восточном фрот с сентября 1942 года. Составил серьезную конкуренцию нашим машинам и лётчикам , так как был очень скоростным.

Были и другие отчёты-отзывы, которые характеризовали испытуемый истребитель , как очень достойную машину. После испытаний все четыре машины вернули на завод изготовитель для доработок. К середине 1942 года авиапром страны Советов уже прочно встал на военные рельсы и начал с угрожающей скоростью превосходить немецкую "люфтваффе" по выпуску боевых летных машин. Чтобы заменить выпускаемые в военное время авиамашины на другие, более качественные, пришлось бы поступиться снижением темпов производства самолётов. А вот этого-то "Ставка" никак допустить не могла - фронты были очень неустойчивы, и всё решалось количественным перевесом живой силы и техники. К тому же шла и "подковерная" кабинетная борьба. Если бы И-185 начал свой выпуск в серию, то выпуск других истребителей. явно проигрывавших ему в различных летных характеристиках, был бы неминуемо постепенно сокращен. А это, по ряду человеческих причин, было совершенно не на руку всевозможным людям, начиная от главного конструкторов и их подчиненных и заканчивая руководством наркомата авиапромышленности. Поэтому проект И-185 пал жертвой "бюрократической ловушки", Ему придумывали всё новые испытания - типа на дальность, шло перекладывание бумажек и папок в кабинетах со стола на стол. А после сомнительной аварии с гибелью лётчика-испытателя в апреле 1943 года , проект был подвинут в сторону. Старт боевой машины И-185 на фронтах войны так и не состоялся.

И-185. Игрушечный макет. Теперь навсегда.
И-185. Игрушечный макет. Теперь навсегда.