3 вида делового вранья

Пост на страже интересов микробизнеса.

Когда вы начинаете супермалый бизнес, то есть, у вас из всех активов - голова светлых идей, багаж знаний и кредитка "Сбербанка", в ваш успех никто не верит. 99% таких начинаний сдуваются на третий месяц... когда кончается бабло. Поэтому все, с кем вы поначалу будете контачить, постараются из вас это бабло вытряхнуть любыми способами - пока еще есть, что трясти.

Микробизнес за считанные дни превращается в самого ненавистного клиента: "Знаете, мы уже все что было, потратили... может, вы с нами будете работать за грядущую прибыль? Ну пожалуйста!"

Вы пытаетесь что-то начать, и на каждом углу вас отлавливают с криками: без этого ты не продвинешься! Так ты ничего не добьешься! Даже не начинай, пока не сделаешь... ! И, убоявшись перспективы провалиться по всем фронтам, микробизнесмен пытается сделать хоть что-то.

Вот тут и включается режим хрюши-вруши

Потому что с паршивой овцы, как говорится, хоть шерсти клок. Я за семь лет работы навидалась подобных ситуаций, и всегда, абсолютно всегда хрюши-вруши действуют одинаковыми схемами. Распознать, когда вам врут, очень легко.

Вот наши успешные кейсы!

А неуспешные покажете? А статистику соотношения успешных и неуспешных?

Очень круто, когда у компании есть благодарные клиенты и положительные отзывы. Но демонстрируют обычно только светлую сторону. Успешные кейсы - не аргумент, поэтому когда без внешнего запроса (а покажите мне ваших клиентов) начинают трясти списком достижений.... я бы задумалась.

Для начала вам нужно сделать вот это...

Вам нравится, когда вы приходите в парикмахерскую, скажем, челку подстричь, а вам сначала моют голову, потом обрабатывают бальзамом, потом долго укладывают феном... и все это вписывают в чек?

Когда разговор стартует с фразы "для начала сделаем вот это и вот это", есть только два варианта объяснения. Первый - ваш собеседник не может или не умеет делать то, что вы хотите, но жаждет ваших денег и пытается втюхать с умным лицом то, что умеет. Вариант второй - вам продают кучу ненужных дополнительных услуг. Ни то ни другое чести не делает.

Да, конечно, мы все это можем! Оплачивайте!

Я с подозрением отношусь к чрезмерно оперативному соглашательству. Например, будучи копирайтером, я далеко не каждый проект возьму в работу. Кому-то нужны тексты для ненавистной мне инсты, и я их даже делать не буду. А кто-то, может, хочет от меня работы по неэтичной для меня теме, скажем, описания карточек товаров для мясной лавки.

Когда вам предлагают выполнить все работы, не обсудив ваших хотелок и деталей... не вздумайте соглашаться. За такой услужливостью обычно кроется мысль: "Кому-нибудь спихну на аутсорс!".

И на десерт: не стесняйтесь проверить цену

Я много раз убеждалась, что самый простой и эффективный способ лохоразвода в бизнесе - это завышение цены. Очарованный кейсами и отзывами клиент обычно доверяет лощеному специалисту на белом мерсе, тем более, если за этим специалистов - раскрученное имя...

Многим это развязывает руки в плане установки совершенно немыслимых ценников. Я, например, наблюдала, как стоимость публикаций в блогах завышали в 23 раза. Или за комплект визиток брали ровно в два раза больше денег, чем это стоило. И да, я лично относила макет в соседнюю типографию, где печатали дешево и сердито. Зато директор той компании ездил на белом мерседесе.

Если вы не хотите оплачивать со своей карты чужие Мальдивы, мерсы и девушек-на-спонсорстве, подписывайтесь на мой канал, я рассказываю интересные вещи.