Мормонский метеор. Захватывающая история самой быстрой тачки 1930-х.

Привет, друзья!

Сегодня мы будем говорить о скорости. Очень большой, даже по сегодняшним меркам, скорости. И о гоночном болиде под названием "Мормонский метеор", на десятилетия обогнавшем свое время.

Что за название такое, мягко говоря, странное для сверхбыстрого авто, можете совершенно справедливо спросить вы.

Название и правда странное. А чтобы понять, откуда оно взялось, нам придется перенестись в глухую американскую провинцию - дремучий штат Юта.

Красотища!
Красотища!

Юта является религиозной столицей мормонов, как Ватикан - для католиков, а Стамбул - для православных. Там расположены их святыни и все такое прочее.

Главный храм мормонов в Солт-Лейк-Сити, столице Юты.
Главный храм мормонов в Солт-Лейк-Сити, столице Юты.

Но не про конфессии сейчас речь.

Помимо того, что Юта - главное для мормонов место на всем белом свете, она примечательна тем, что здесь расположено высохшее соленое озеро Бонневиль с идеально ровной поверхностью, где периодически устанавливают разнообразные рекорды скорости.

Поверхность озера Бонневиль.
Поверхность озера Бонневиль.

Именно поэтому столь важные для автоспорта события разворачивались в такой глуши.

Кстати, имя для суперкара взяли не с потолка, а выбрали, можно сказать, всенародно. Голосование проводила местная газета Deseret News.

Первый автомобиль, который ошибочно именуют Мормонским метеором, был всего лишь заряженной версией вполне себе гражданской машины Duesenberg J, под капотом которой стояла восьмерка объемом 7 литров и мощностью 400 лошадиных сил.

Это стандартный, стоковый, как мы можем сказать сейчас, но не могли сказать в  то время, Duesenberg J.
Это стандартный, стоковый, как мы можем сказать сейчас, но не могли сказать в то время, Duesenberg J.

На нем гонщик Эб Дженкинс установил свои первые рекорды. например, проехал час со средней скоростью 248 км/ч.

А это его заряженная версия SJ. Однако этот автомобиль - еще не "Мормонский метеор")
А это его заряженная версия SJ. Однако этот автомобиль - еще не "Мормонский метеор")

И если вы думаете, что это уже слишком для 1935 года, то вы заблуждаетесь. Дженкинсу было мало.

Эб Дженкинс и его сын Марвин рядом с болидом "Мормонский метеор". Машина на фото - уже не просто доработанный Duesenberg J.
Эб Дженкинс и его сын Марвин рядом с болидом "Мормонский метеор". Машина на фото - уже не просто доработанный Duesenberg J.

С форсировкой движка заморачиваться не стали, а просто свапнули мотор. С самолета.

Подходящим посчитали агрегат Curtiss V-1570. 26-литровый V12 мощностью 750 лошадиных сил.

Вот так выглядел монструозный мотор.
Вот так выглядел монструозный мотор.

Помимо Мормонского метеора, он приводил в движение, например, советский тяжелый бомбардировщик Туполев ТБ-3.

Максимальная скорость болида равнялась 322 км/ч, однако главный рекорд Дженкинс на метеоре поставил в дисциплине 24-часовых гонок на выносливость. Средняя скорость составила 259 км/ч. Побить этот рекорд удалось только в 1990-м.

Помимо карьеры гонщика, Эб Дженкинс был общественным деятелем и политиком. С 1941 по 45 годы он занимал пост мэра города Солт-Лейк-Сити.
Помимо карьеры гонщика, Эб Дженкинс был общественным деятелем и политиком. С 1941 по 45 годы он занимал пост мэра города Солт-Лейк-Сити.

Кстати, во время того заезда в 1940-м году Эбу Дженкинсу было 57 лет.

А через 10 лет 67-летний Дженкинс на старом-добром Мормонском метеоре установил еще 30 рекордов в различных дисциплинах.

Вот это я понимаю, любовь к скорости до самой старости.

Спасибо за внимание!