Трудно ли русскоязычному ребенку в болгарской школе

Школьное обучение в Болгарии можно разделить на три этапа - начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-7 классы), старшая школа (8-12 классы). Сейчас моя дочка учится в 9 классе, то есть, в High School, а когда мы только приехали в Болгарию - пошла в 7 класс.

Здание языковой и математической гимназии в Благоевграде. Перед торжественной линейкой
Здание языковой и математической гимназии в Благоевграде. Перед торжественной линейкой

В седьмой класс дочь пошла, имея очень небольшой словарный запас в болгарском. Конечно, ей было трудно. Но не только незнание языка затрудняет адаптацию ребенка в школе. Даже больше скажу - и знающий язык ребенок столкнется с этой проблемой.

Потому что речь не о самом ребенке, а об обществе. в которое он пытается влиться - например, в класс. Толерантность, терпимость к другому, не такому, как ты сам, не вложена с рождения. Она медленно формируется в процессе роста и воспитания человека. А если ребенок еще маленький, или даже не очень маленький, но педагоги не очень сильны в воспитании, возникает проблема неприятия новенького просто потому, что он новенький. И тем более - иностранца, он вообще совсем не такой. Он - чужой.

Просыпаются самые простые инстинкты - агрессия, направленная на чужого. Стая ополчается на чужого. Детям нравится объединяться для достижения цели - и стая может стать большой. Но грамотный педагог всегда сможет увидеть эту проблему и помочь ребятам освоить новое для них поведение - поведение с чужим.

Знаю ситуацию, когда русскоязычный ребенок, уже давно живущий в Болгарии, знающий болгарский язык достаточно хорошо, пришел в другую школу и тоже услышал дразнилки и обзывательства вроде "руснак-глупак". И это не имело отношения к его пониманию или непониманию болгарского. Это было просто неприятие новенького, да еще иностранца.

Моей дочке повезло, в седьмом классе она не очень понимала, обзывают ее или нет :), так как болгарский разбирала слабо. А в восьмой класс пошла уже в гимназию, где просто по определению нет подобного неприятия ни со стороны детей, ни со стороны учителей.
Нет никакого особенного отношения, особого подхода в образовании, но нет и негатива или агрессии.
Перед торжественной линейкой в сентябре. Вот такие разные гимназисты
Перед торжественной линейкой в сентябре. Вот такие разные гимназисты

Полагаю, это другой уровень школы - гимназисты более мотивированы к учебе, у них уже есть какие-то свои амбиции, свои цели. Они идут учиться, чтобы получить знания и достойные оценки для поступления в университеты. Аналогично и учителя в гимназии не позволяют себе каких-то ксенофобных высказываний.

Очень радует, что даже на уровне 8-9 класса дети здесь становятся такими, ведь не секрет, что многие взрослые порой до гробовой доски не могут допустить к себе принятия иного, принятия того, что кто-то может быть другим.

А ребенку, которого вдруг обзывают, нужно помочь пережить это, объясняя и объясняя, что речь не о нем лично, речь о незрелости восприятия мира. А незрелость тем и характеризуется, что постепенно зреет и становится взрослее.

Но если вы видите, что классный руководитель не помогает ребенку пережить это, считает, что всё перемелется само (особенно в начальной школе), я бы советовала подумать, нужна ли вам такая школа.

Ведь ребенку и так трудно - у него были друзья, а теперь нужно искать новых. У ребенка-лидера было положение в классе - а теперь он чужак, и не может себя проявить. У ребенка-интроверта и вовсе столько всего в голове смешалось, а тут еще проблемы, с которыми он сам не в состоянии справиться.

Торжественная линейка в математической гимназии Благоевграда, 15 сентября 2017 года
Торжественная линейка в математической гимназии Благоевграда, 15 сентября 2017 года

На мысли для этой статьи меня навело видео на YouTube, в котором русский мальчик рассказывает, что во втором классе, когда он впервые пришел в болгарскую школу, было больше детей, принявших его негативно, чем тех, кто принял положительно. Наверное, это неизбежная болезнь роста - неприятие чужака, безусловный животный инстинкт. Но в его ситуации мудрость и грамотность классного руководителя помогли ребенку пережить неприятное время и оставить его позади.

Если вы переезжаете в другую страну с ребенком-школьником, помните о том, что кроме незнания языка у него будет еще и проблема адаптации с ровесниками в классе. Да и со знанием языка проблема адаптации будет. И нужно постараться найти именно такой класс, где классный руководитель понимает это.

Думаю, в этом и есть наша родительская задача.

Если вам понравилась статья - оцените, пожалуйста, пост и подпишитесь на КАНАЛ - ПОДПИСАТЬСЯ

Другие мои статьи на канале:
Чего мы не знали о Болгарии?
Что вам может не понравиться в Болгарии: отопление
Чего вам может не хватать в Болгарии: парная баня