Че, ты был прав и в этом

384 full reads
566 story viewsUnique page visitors
384 read the story to the endThat's 68% of the total page views
1,5 minute — average reading time

На мою статью «Что погубило советский эксперимент: Че, ты был прав», в которой я, в частности, упоминал, что в 1965 году Эрнесто Че Геварра – не только романтик революции с автоматом, но и незаурядный мыслитель – предупреждал о тупиковости попытки построить социализм, используя экономические механизмы капитализма, поступило немало откликов. В целом, они свидетельствуют, что личность Че и его взгляды интересны многим. И я решил вернуться к статье Эрнесто Че Геварры «Социализм и человек на Кубе» и обратиться к мыслям Че о главных целях социалистического строительства и возможных путях их достижения.

Че, ты был прав и в этом

Че Геварра нисколько не преуменьшает значения экономического и технического развития, он не раз говорит о важности этих задач; но определяющую черту той системы, которую предстоит создать, он видит не в её материальной мощи: «Это будет новое общество людей, обладающих иными качествами, общество че­ловека-коммуниста».

Соответственно, важнейшая цель социалистического строительства – «формировать нового человека», «всё общество должно превратиться в огромную школу». «Необходимо такое развитие сознания, при котором ценности приобретали бы новые категории».

Какие же «новые категории» выделяет Че?

«Самое важное революционное намерение заключается в том, чтобы покончить с отчуждением человека», целью должно быть «тесное диалекти­ческое единство, существующее между личностью и массой, когда они взаимопереплетаются».

Подчеркну, что Че выступал вовсе не за подчинение личности государству, в чём многие в капиталистических странах упрекают социализм (он об этом говорит прямо), Нужно стремиться к тому, чтобы массы стали «сознательным коллективом личностей» - именно такие массы способны творить историю.

Ещё одна важнейшая задача, которую необходимо решить по ходу социалистического строительства – и в то же время, условие его успешного продвижения – формирование у людей принципиального нового отношения к труду.

«Человек-товар прекращает свое существование... Средства производства принадлежат обществу; и индустриальная машина – только окоп, где исполняется долг. Человек начинает освобождать свой мозг от досадной мысли о том, что он обязан удовлетворять свои природные потребности посредством труда. Он начинает видеть себя в свершениях и осознавать свое величие в произведенном им продукте, в проделанной работе. Это исключает необходимость продавать себя как рабочую силу. Это означает вместе с тем эмансипацию, приобщение к жизни коллектива, выполнение общественного долга».

Поскольку воспитание человека-коммуниста – важнейшая задача социалистического строительства, ею должно заниматься всё общество, и на её решения должны быть нацелены все средства воздействия на сознание людей. «Эта работа осуществляется воспитательным аппаратом государства в русле развития общей культуры, идеологии, повышения уровня технических знаний такими органами, как министер­ство просвещения и агитационный аппарат партии. Процесс воспита­ния охватывает массы, и новое, привнесенное поведение приобретает тенденцию превратиться в навык; масса берет его на вооружение и оказывает давление на тех, кто еще не перековался. Таков косвенный метод воспитания масс. Он имеет мощное влияние наравне с другими… Следует делать упор на его [человека] сознательном и коллективном участии во всех управленческих и производственных органах, увязать это с иде­ей необходимости получения им технического и идеологического воспитания так, чтобы он почувствовал, как тесно взаимозависимы эти процессы, развивающиеся параллельным курсом. Только так человек сможет полностью осознать свою социальную сущность, что равно­значно тому, что он полностью состоялся как человеческое существо»

Замечу, что Че Геварра считал химерой попытку «построить социализм с помощью непригодного инструмента, завещанного нам капитализмом (товар как экономи­ческая ячейка общества, рентабельность, личная материальная заинтересованность в качестве рычага развития и так далее)» именно потому, что ясно понимал: эти инструменты в процессе своего функционирования объективно воздействуют на внутренний мир человека в направлении, диаметрально противоположном тому, которое необходимо для воспитания человека-коммуниста.

Духовные и идеологические последствия реформы Косыгина стали очень убедительным экспериментальным подтверждением теоретических размышлений Эрнесто Че Геварры.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород