Главный (и единственный) конкурент GoPro. Обзор action-камеры Sony FDR-X3000/R

После того, как я начал снимать видео в промышленных масштабах, очень быстро возникла потребность в компактной камере с поддержкой разрешения 4К. Само по себе такое гигантское разрешение нужно средне, но когда при монтаже ты можешь вырезать из кадра нужный участок без ущерба для старого доброго разрешения Full HD, это очень удобно. Поэтому – вот так. Все ролики снимаются в 4К, а потом уже, при рендеринге, «уменьшаются» до Full HD.

Конечно, современные смартфоны с 4К справляются на ура, вот только снимать на смартфон удобно далеко не везде. Смартфон большой. Он плохо встает на ребро и вообще стоит на не очень ровных поверхностях. У него в неподходящий момент может сесть батарейка. Вы можете задеть экран и выйти из приложения камеры. Да много чего может случиться. А вот когда у тебя под рукой маленькая удобная камера, становится хорошо в любой ситуации. В спокойной обстановке ставишь смартфон на штатив и снимаешь себя, красивого. В не очень спокойной – зажимаешь камеру в кулак и фиксируешь происходящее, не боясь за качество звука, картинки и, главное, непрерывность съемки.

Компактных камер, также именуемых action-камерами, довольно много. После обзора GoPro Hero 7 Black Edition я окончательно понял, что без такой камеры мне не жизнь, но цена под 30 тысяч, прямо скажем, кусалась. Я стал смотреть в сторону китайских камер по 12-15 тысяч, которые вроде бы снимают неплохо. Но знающие парни сразу сказали, что там проблемы со стабильностью записи, из-за чего нельзя быть уверенным в самом факте съемки. Плюс постоянно случается рассинхрон видео и аудио, что, наверное, не критично для любительских задач, но при хоть сколько-то серьезной работе недопустимо.

И в итоге приходится выбирать между двумя брендами – GoPro и Sony. Причем если хотите комфортно снимать в 4К, то между топ-моделями. В случае GoPro это Hero 6 Black Edition или Hero 7 Black Edition, а в случае Sony однозначно FDR-X3000.

Про Hero 7 Black Edition я уже недавно рассказывал, повторяться не буду. Но в комментариях часто писали, что-де все это фигня, и надо снимать на Sony. Насколько понял, есть два враждующих лагеря поклонников GoPro и Sony, спорящие даже жарче, чем поклонники Windows с фанатами Linux.

Но я такие споры очень люблю, поэтому немедленно попросил на тест экземпляр FDR-X3000. И вот после месяца с гаком эксплуатации имею сказать следующее.

Sony рулит!

В отличие от всех продуктов GoPro, Sony FDR-X3000 очень похожа на настоящую камеру, просто очень маленькую. Только там, где у «настоящих камер» находится откидной экран, у этой просто отсек для аккумулятора. Большой выпирающий объектив несет на себе гордый логотип Zeiss, а внутри стоит матрица Exmor R с тыловой подсветкой, тип 1/2.5. Разрешение «всего» 8.2 мегапикселя, но для 4К этого хватает в самый раз.

В FDR-X3000 присутствует совершенно необходимая в данном случае система стабилизации изображения Balanced Optical SteadyShot с активным режимом. Описание на официальном сайте обещает идеально плавную картинку без рывков. Описанию технологии на сайте Sony посвящена целая страница, и выглядит оно весьма убедительно. Но к стабилизации мы еще вернемся.

Время съемки очень зависит от разрешения: если в Full HD аккумулятора хватит почти на два часа, то в 4K с битрейтом 60 мегабит в секунду у вас будет минут сорок пять. При битрейте 100 Мбит/с и того меньше. И есть одна особенность, важная для нашего климата. Как мы знаем, камеры GoPro довольно сильно греются, и вместе с ними в маленьком корпусе греется аккумулятор. Возможно, летом это не здорово, а вот зимой отлично. У Sony корпус длиннее, компоненты размещаются свободнее, и тепло от электронной начинки не передается батарею напрямую. И в один из сеансов я вдруг обнаружил, что 50-процентный заряд превратился в тыкву буквально через пять минут съемки. Замерзла батарея при -10 за бортом. Если вы планируете прицеплять action-камеру на голову или тело, чтобы фиксировать эффектный проезд на горных лыжах или сноуборде… Ну, возьмите побольше заряженных аккумуляторов и храните их в тепле.

Зато для ценителей съемки в домашних условиях здесь раздолье: в Sony FDR-X3000 изначально встроено крепление для штатива и разъем 3.5 мм для гарнитуры. Если вы пользуетесь и тем, и другим, сэкономите минимум 60 долларов по сравнению с GoPro, где всю эту красоту надо покупать отдельно. Еще прямо под объективом расположен стереомикрофон хорошего качества. Не могу сказать, что он радикально отличается в лучшую сторону от GoPro Hero 7 Black Edition, но зато его вряд ли возможно случайно перекрыть пальцем.

Несмотря на страшный-страшный логотип Memory Stick, камера отлично потребляет обычные microSD, лишь бы скорость записи была от 20 мегабайт в секунду (чтобы хватило на пиковые 100 Мбит/с с некоторым запасом). Но запас карман не тянет, и если вы возьмете карточку еще быстрее (например, как моя Kingston Canvas React с честными 70 мегабайтами в секунду), хуже не будет.

Но все же одна конструктивная особенность у камеры Sony есть. Ее просто не могло не быть, потому что it’s a Sony. Кого-то она наверняка порадует, но многих и выбесит.

Купи экран!

Можно ли представить видеокамеру без видоискателя? Как минимум, электронного? Я раньше не мог, но Sony помогла. Экранчик у FDR-X3000 монохромный и предназначен только для отображения настроек и состояния камеры. Все. Увидеть на нем снимаемую в данный момент картинку или просмотреть уже записанные ролики не получится.

Интересный, конечно, подход. Использовать камеру вообще без экрана проблематично: невозможно угадать, что попало в кадр. Я пробовал снимать наугад во время недавно проходившего в Москве WG Fest, и получилось, прямо скажем, средне.

Выхода два. Первый – условно бесплатный. Ставите на смартфон приложение PlayMemories Mobile, подключаетесь к камере, как к точке доступа, и получаете на экране смартфона не только видоискатель, но и полный доступ к настройкам. Удобно ли это? Да, но только если камера где-то стоит неподвижно, а вы находитесь на некотором расстоянии. Если же в одной руке камера, а в другой смартфон… Так себе удобство, прямо скажем. И смартфон лишается доступа в интернет, и батарея у него садится быстрее обычного. Ну и обе руки заняты.

Второй выход – купить версию камеры, именуемую FDR-X3000R. Там в комплекте идет внешний Live-View, с которого и управлять камерой можно, и картинку смотреть, и ролики просматривать. Но если базовый комплект с водонепроницаемым кейсом стоит 30 900 рублей, то FDR-X3000R обойдется уже в 36 990, а кейса там не будет. Зато Live-View маленький, его можно носить на руке (ремешок в комплекте) или прикрепить к специальному упору для пальцев (занесите в кассу 2000 рублей за симпатичный кусок прозрачного пластика).

В общем, у меня сложилось впечатление, что FDR-X3000 без буквы R на конце – деньги на ветер. Брать надо именно c R, иначе ни радости, ни пользы. Но тогда и цена подрастает изрядно. Если «просто» FDR-X3000 немного дешевле топовой GoPro, то с внешним экраном она начинает существенно обгонять конкурентку. Оно понятно, что Sony не может стоить дешево. И все же.

Да, чуть не забыл – использование Live-View сильно сокращает время автономной работы камеры. По моим прикидкам, процентов на 20. Самого пульта хватает на два часа с гаком, но в нем самом разъема для зарядки нет, нужно носить с собой док-станцию. Оно не страшно, если речь идет о редкой казуальной съемке. Но если снимаешь видео много и в полевых условиях, вот этот чудо-костыль может серьезно подвести. Все же встроенный экран был бы сильно удобнее.

Мой друг Паркинсон

Плавная картинка без внешнего стабилизатора – это полезно. А в моем случае просто необходимо, потому что носить с собой еще и стабилизатор не готов совершенно. В новом поколении GoPro стабилизация при хорошем освещении очень хороша. Конечно, самые дотошные замечают небольшое покачивание картинки, но это уже можно понять и простить. А что у Sony?

Я предлагаю вам посмотреть на это самом в видеообзоре. В начале там моя физиономия, но ее можно промотать сразу до теста. Справа Sony FDR-X3000, слева GoPro Hero 7 Black Edition.

Итого

Камера Sony мне очень понравилась дизайном и отсутствием потребности в лишних переходниках. Также она хорошо заточена под профессиональные нужды – позволяет стандартными средствами синхронизировать действия до пяти камер одновременно и умеет вставлять временной код в видео (последнее сильно облегчает профессиональный монтаж роликов).

И все же у меня сложилось ощущение, что X3000 лучше подходит для более-менее стационарного использования. То есть принес в кармане, поставил на штатив – и снимаешь. Бегать с ней, несомненно, можно, однако многомудрая система Balanced Optical SteadyShot справляется с болтанкой несколько хуже HyperSmooth в GoPro.

У последней есть свои недостатки, поэтому не рискну назвать Hero 7 Black Edition однозначной победительницей. Но для моих задач она, похоже, подходит лучше.

Если же вам нравится носить с собой подвес со стабилизацией, а логотипы Sony и Zeiss радуют сердце, FDR-X3000 может стать отличной спутницей.

Подписывайтесь на Технодзен и читайте в 2019 году самое интересное первыми.